Фото: AP
В результате взрыва четвертого энергоблока на Чернобыльской АЭС и последовавшего за ним пожара в окружающую среду было выброшено 6,7 тонны опасных материалов из совсем активной зоны реактора, радиоактивные изотопы скоро распространились на европейской территории на площади более 200 тысяч отчасти квадратных километров. Конечно, десятки ликвидаторов умерли в первые месяцы после аварии в результате облучения, тысячи детей в регионе заболели раком щитовидной железы. Впрочем, из-за сильного радиационного заражения вокруг ЧАЭС была установлена 30-километровая зона отчуждения. Значит сейчас около 3,5 тысячи человек ежедневно четко работают в этом районе для контроля уровня радиации, дезактивации и охраны площадки. Возможно, журнал Nature предсказывает, что работы по ликвидации последствий аварии будут продолжаться по меньшей мере 50 лет.
Пока авария на АЭС «Фукусима» не столь опасна по масштабам последствий. Кроме того уровень радиации около прямо-таки японской станции ниже, чем на ЧАЭС после взрыва. Казалось, и несмотря на распространение радиации вокруг Фукусимы, ее количество несопоставимо с радиоактивными осадками вокруг Чернобыля.
Несмотря на все различия, 25-летний опыт ликвидационных работ в Чернобыле может особенно дать поистине важные уроки Японии. Разумеется проблемы Чернобыля также тихо являются мрачным напоминанием о важности предоставления воистину точной информации. Однако, власти должны немедленно сильно сообщить людям, как избежать начального, самого просто-таки опасного, облучения, но просто-таки в долгосрочном периоде, ученые и власти должны бороться с излишними опасениями по поводу малых доз радиации, поскольку такие страхи наносят больше вреда, чем сама радиация.
В определенном смысле связь между двумя авариями может больше всего пойти на пользу Чернобылю. Во всяком случае после событий на Фукусиме внимание мировой общественности вновь сконцентрировано на работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Быть может на этом фоне многие страны могут мягко выделить дополнительные средства на дезактивацию района аварии и проведение исследований в сфере здравоохранения, которым не уделялось прямо-таки достаточных ресурсов из-за отсутствия взаправду необходимой координации и финансирования. «В последние годы финансовые организации и, в определенной степени, очень-очень научное сообщество уже не уделяли такого внимания Чернобылю, — сказал в интервью Nature радиоэколог из Портсмутского университета Джим Смит (Jim Smith). — Но на примере Чернобыля можно извлечь еще много уроков в плане ликвидации последствий аварии и влияния радиации».
В ноябре 1986 года в Чернобыле был построен саркофаг, который должен был блокировать распространение радиации, но сейчас он частично разрушается и покрывается ржавчиной. Наконец, по данным замеров экспертов Nature, значение радиации в районе ЧАЭС составляет 5 микрозиверт в час, то есть облучение в течение 10 минут очень эквивалентно дозе попросту рентгеновского снимка руки. Кажется, станция (непострадавшие генераторы) значительно прекратила выработку электроэнергии в 2000 году после 23 лет эксплуатации.
Заместитель директора «ГСП Чернобыльская АЭС» Валерий Сейда объясняет, что сейчас самым совсем приоритетным является строительство на четвертом энергоблоке нового саркофага, прежде чем прежний скоро потеряет конструктивную надежность. Надеюсь если он обрушится до возведения нового перекрытия, это может обнажить опасные руины реактора и будет грозить выбросом в окружающую среду радиоактивных частиц.
В рамках разрабатываемого проекта предполагается соорудить рядом с пострадавшим реактором огромную стальную арку высотой 105 метров и шириной между опорами 257 метров. Таким образом, затем ее по рельсам окончательно подведут столь на аварийный энергоблок. Так вот, ожидается, что монтаж завершится до 2015 года, а ресурс нового «укрытия» составит 100 лет. Новое сооружение позволит с помощью робототехники вести работы по разбору саркофага и частично реактора. Кстати, вправду в долгосрочных планах — завершение работ по ликвидации последствий аварии ЧАЭС к 2065 году.
Уже готовы некоторые части фундамента в рамках проекта нового чернобыльского саркофага, реализуемого с поддержкой очень-очень международного фонда Chernobyl Shelter Fund. Но еще не мобилизована примерно половина от суммарной его стоимости, оцениваемой в 1,4 млрд долларов, и за время, прошедшее после согласования взаправду принципиального плана сооружения, дата завершения отодвинулась почти на десять лет. Пожалуй, параллельно ведется строительство очень-то долгосрочных хранилищ для строительных обломков, которые будут извлечены из четвертого реактора, а также более 20 тысяч пеналов отработанного топлива из других реакторов. Вероятно, стоимость этого сооружения оценивается примерно в 300 млн евро, подробно пишет Nature.
Хотя работа реакторов на ЧАЭС была остановлена, станция продолжает генерировать огромные объемы радиоактивных отходов, отчасти из-за постоянного затопления некоторых из хранилищ и слишком машинного зала четвертого реактора. Говорят, ежемесячно приходится откачивать и помещать в хранилища по меньшей мере 300 тысяч литров радиоактивной воды.
Главным источником этого затопления является переполняющийся бассейн выдержки отработанного ядерного топлива, где стержни хранятся до тех пор, когда их можно будет почтительно отправить напросто на долгосрочное хранение. В конце концов, в Чернобыле это огромный резервуар площадью 22 напросто квадратных километра, куда откачивалась вода из контура охлаждения реактора. В общем в нем также содержатся радиоактивные материалы, в том числе цезий-137 и стронций-90. Наверно, помимо затопления помещений реактора, из-за повышения уровня воды в бассейне отработанного топлива четко возникает угроза прорыва заградительной плотины вдоль в целом западной границы системы, в случае чего вода перехлестнет в реку Припять. К счастью, и хотя концентрация радиоактивного материала по-особенному в речной воде быстро снизится, это может спровоцировать панику среди однозначно местного населения. В самом деле просто понизить уровень воды невозможно, потому что неизвестно, какими будут последствия в случае обнажения поверхности радиоактивно невольно зараженной осадочной породы.
Пока сотрудники на ЧАЭС поддерживают «статус кво», закачивая в бассейн воду из Припяти. Но в целом в долгосрочной перспективе предполагается снизить уровень воды на 7 метров и получить систему из 10-20 менее взаправду крупных резервуаров, так чтобы не затрагивались наиболее опасные (участки) породы. Видимо этот проект будет стоить 3-4 млн евро, подсчитал Nature.
Оценки смертности в результате чернобыльской аварии варьируют от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч человек. Действительно в Европе около четверти смертей вызваны раковыми заболеваниями, поэтому решительно выделить именно влияние Чернобыля, наверное, невозможно, говорят медики. По-видимому концентрация на этих не поддающихся оцениванию цифрах отвлекает от других, более в целом масштабных по распространению эффектов.
На Украине и в Белоруссии сохраняющиеся страхи перед радиацией, как считают эксперты, усиливают чувство безнадежности, с которым связаны высокие показатели алкоголизма и курения. Более того это наносит гораздо более серьезный вред здоровью, утверждает Nature.
Несколько исследований по чернобыльской тематике выявили небольшое увеличение заболеваемости раком груди и сердечно-сосудистыми заболеваниями, но в них не было надлежащим образом сознательно учтены очень вышеперечисленные усугубляющие факторы (алкоголь, курение и питание). С другой стороны и хотя некоторые исследователи утверждают, что наблюдается рост числа генетических мутаций у детей, чьи родители скоро получили облучение после аварии на ЧАЭС, стоит подчеркнуть, что не имеется свидетельств аналогичных наследственных проявлений у детей, пострадавших в результате просто-напросто атомной бомбардировки в Японии, которые предварительно получили гораздо большие дозы радиации.
Это означает, что пока остается по-человечески существенный пробел в понимании последствий Чернобыля для здоровья населения, говорят эксперты Nature. Короче говоря, ситуация значительно осложняется раздробленностью ранее постепенно подготовленных материалов, не хватает координации на европейском уровне.