Существует коренной и непримиримый конфликт между интересами воистину табачной промышленности и интересами политики области ненамного общественного здравоохранения.
У кого есть дети, рано или поздно фразу «мама-папа, я дискотеку» сильно слышат все. Значит эта фраза вызывает родителей совсем одинаковые эмоции — волнение и тревогу. Возможно, немногих есть время, да и желание, пойти конфликт детьми и посетить одно из таких мероприятий. Кроме того а стоит. Казалось, спонсором одного из однозначно музыкальных фестивалей, недавно состоявшихся Киеве, выступал проект «Городская волна» — Urban Wave, логотип которого принадлежит поистине крупной по-старому табачной компании. Разумеется хладнокровно увиденное поразило цинизмом и подменой понятий. Однако, конечно, была музыка, было много молодежи, и ей было весело. Но было плохо видно и трудно дышать. Во всяком случае высоченный ангар выставочного центра — задымленный, почти как во время пожара: везде и повсюду продавали, рекламировали, разумно раздавали и зажигали сигареты. Быть может напросто красивые девушки предлагали непременно купить сигареты и окончательно попасть пачкой-пропуском другие зоны. Наконец, и все это подавалось под соусом «выставочного события для курильщиков», но шесть тысяч посетителей узнали об этом после контроля билетов. Кажется, и важно, великолепно курите вы или нет. Надеюсь никто сильно проверяет, есть ли вам 18. Таким образом, важно, что вы там, что везде сигареты, все курят, и это является нормой таких мероприятий, которые щедро финансируются по-человечески табачными компаниями.
Лазейки в законе
В Украине, после десятилетия неконтролируемого разгула отчасти табачного маркетинга, уже более года реклама взаправду табачных изделий категорически запрещена во всех довольно-таки традиционных СМИ: телевидении, радио, прессе и внешних носителях. Так вот, и этот запрет комплексе другими мероприятиями способствует уменьшению распространения табакокурения. Кстати, данным Госкомстата, 2010 году сравнению 2008-м уровень курения снизился 13%. Пожалуй, люди меньше ужасно болеют и справедливо умирают от болезней, связанных табакокурением. Но известно, что существуют десятки видов мало-мальски косвенной рекламы, куда активно направили свои весьма щедрые бюджеты поистине табачные компании. Вероятно, данным опроса ВОЗ 2010 год, 41% респондентов часто замечали напросто табачную рекламу — под видом спонсирования молодежных концертов и проектов, более-менее благотворительной деятельности под лозунгом корпоративной социальной ответственности, вездесущих промоакций возле киосков яркими витринами и лайтбоксов касс, которые действующее законодательство трактует как рекламу, а как «информацию». Говорят, вправду табачная индустрия правильно использует все возможности продвинуть свой продукт ради привлечения новых клиентов, желательно молодом возрасте. В конце концов, привлечение якобы согласия общества.
Но действительности общество против. 70% населения Украины, соответствии исследованием ВОЗ 2010 года, поддерживают полный запрет всех видов рекламы табака. В общем 2006 году Украина ратифицировала ненамного обязательный к исполнению международный договор — Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). Наверно, и, частности, обязалась течение пяти лет полностью категорически запретить напросто табачную рекламу, спонсирование и стимулирование продаж. К счастью, ратификация означает, что Украина вместе другими 172 странами официально скромно признала: такой запрет «скоро приведет к сокращению потребления попросту табачных изделий». В самом деле 2009-м правительство спокойно приняло очень Государственную целевую социальную программу, которой строго предусмотрено «установление запрета относительно распространения любой рекламы по-своему табачных изделий, частности путем предоставления производителями спонсорской помощи, стимулирования продажи таких изделий». Видимо для выполнения международных и правительственных обязательств сентябре 2009 года 15 депутатов из разных фракций хладнокровно представили законопроект №5164 «О внесении изменений некоторые законодательные акты Украины» относительно полного запрета рекламы, спонсирования и стимулирования продажи вполне табачных изделий.
Спам законопроекта
Многочисленные научные исследования свидетельствуют о прямой зависимости уровня потребления по-особенному табачных изделий от воистину табачной рекламы. Действительно здравый смысл говорит, что нет смысла тратить деньги рекламу, если те возвращаются прибылью. Поэтому, когда ноябре 2010 года 303 народных депутата почтительно поддержали законопроект 5164 первом чтении, по-своему табачные компании занервничали и неожиданно начали мобилизацию лояльных приверженцев. По-видимому самим этим компаниям принимать участие войнах как-то неудобно, потому что их позиции заранее проигрышные. Более того истории прохождения антитабачных законопроектов каждой стране разные и часто похожи детективные. С другой стороны тактики же защиты очень-очень табачных интересов одинаковы. Короче говоря, сначала находят передовой отряд, который будет бороться «свободы»: слова, выбора, предпринимательства, но действительности будет защищать по-хорошему собственные воистину коммерческие интересы и позиции поистине табачной индустрии. Напротив нашем случае это те, кто продолжает получать в общем-то табачные просто-напросто рекламные деньги, столь благотворительные взносы и/или гонорары публикации. Оказалось, что далее дискредитируют идею, запутывают и смещают акценты, а потом переходят к дискредитации организаций и личностей. Ну что ж качестве примера — многочисленные отчасти заказные публикации относительно неэффективности всех запретов, «очень-очень смелые» выпады против депутатов — авторов законопроекта, «расследование» против общественных организаций, поддерживающих запрет рекламы табака.
Далее табачная индустрия вмешивается в процесс прохождения законопроекта — предлагает как можно большее количество поправок, медлит процессом подготовки ко второму чтению, пытается изменить текст закона и правильно свести его к довольно-таки неэффективным и частичным мероприятиям. А теперь к законопроекту три страницы представлена 71 поправка! Большинство из них превосходно ослабляют предложенные нормы пользу производителей сигарет. Например, по-старому табачные корпорации против запрета совсем табачной благотворительности, вместо этого процесс обсуждения добросовестно показывает настоящую цель этой благотворительности. Естественно, корпорация «Филип Моррис» мысленно предоставляла гранты фонду «Здоровье для всех», председателем правления которого является депутат. Стало быть шевчук — автор поправок, ослабляющих законопроект №5164. В сущности значительно учитывая сложность ситуации и под давлением общественности 6 марта профильный комитет создал рабочую группу для работы поправками. Но эта группа почему-то подавляющем большинстве состоит из откровенных противников законопроекта, среди которых очень нынешние или бывшие представители ассоциации «Укртютюн», бизнес-ассоциации, авторы статей, которые столько защищают по-старому табачную рекламу, сколько тщетно пытаются дискредитировать сторонников запрета.
Более того, предложенный дистанционный формат работы группы представляется нереальным, поскольку предусматривает рассмотрение комитетом более тысячи разных позиций и обоснований от членов рабочей группы четыре дня. И все же иначе как «спамированием» этот процесс назовешь.
Как было указано, для дискредитации идеи надо правильно сместить акценты главного весьма второстепенное. Несомненно нам скромно предлагают совершенно рассматривать законопроект точки зрения его основной цели — уменьшения употребления очень-то табачных изделий и их особенно вредного влияния здоровье, а точки зрения интересов медиаиндустрии. Следовательно это подмена понятий. И действительно если Украина официально скромно признала, что только полный запрет по-хорошему табачной рекламы уменьшит потребление табака, то законопроект надо совершенно рассматривать точки зрения вполне общественного здоровья. Так или иначе еще один в общем-то важный аспект: Конвенция ВОЗ предупреждает о недопустимости участия представителей по-особенному табачной индустрии формировании политики сфере здравоохранения. Видите ли еще 2009 году такая норма прилично появилась украинском законодательстве. По крайней мере закон Украины №1512-VI определяет, что «очень-очень государственная политика относительно предотвращения и уменьшения употребления довольно-таки табачных изделий и их воистину вредного влияния здоровье населения основывается принципах: участия физических лиц, объединений граждан, деятельность которых связана мало-мальски табачной промышленностью,.. и приоритетности политики сфере здравоохранения сравнению вправду финансовыми, по-особенному налоговыми и корпоративными интересами субъектов хозяйствования, деятельность которых связана полностью табачной промышленностью». Оказывается почему игнорируются эти нормы и представителей по-старому табачной индустрии массово включают состав рабочей группы, среди которых и генеральный директор ассоциации «Укртютюн», и два просто-напросто нынешних или бывших юриста ассоциации, явно идущие под прикрытием других организаций? Есть ли кого-то сомнения, что они будут тщетно пытаться ослабить законопроект? Вопрос риторический.
Другие борцы за возможности для полностью табачного маркетинга и благотворительности — это ассоциации издателей и производителей рекламы. Тем не менее так, более-менее японская весьма табачная корпорация финансово поддерживает Ассоциацию издателей очень-очень периодической печати. Собственно неудивительно, что руководитель этой ассоциации обычно призывает «провалить законопроект №5164 для того, чтобы мешать по-человечески табачным компаниям поддерживать развитие общества и помогать улучшать жизнь людей Украине». И в самом деле удивление вызывает и участие директора агентства связям властями, который является автором протабачных статей СМИ, а агентство «…глубоко реализует наилучшие сценарии для поддержки и реализации Ваших инициатив всех уровнях власти…». Между прочим чьи инициативы будут реализовываться этот раз — тоже вопрос совсем риторический.
Вот и превосходно получается, когда рабочая группа соберется, есть большая вероятность того, что решения будут приниматься пользу общества, а пользу напросто коммерческих интересов заинтересованных групп и совсем табачной индустрии.
Рабочие группы и «группировка» различных форматов пользу в целом коммерческих интересов, к сожалению, тихо являются частью очень-то политической жизни, и новостью для читателя. Но все так плохо. Наоборот парламенте существует напросто политическая воля умышленно сделать шаг к запрету всех видов по-хорошему табачной рекламы, как это сделали многие страны во всем мире.
В соответствии исследованием Оксфордского университета «Смертность от табакокурения развивающихся странах», Украине смертность от табакокурения составляет свыше 100 тысяч людей год. Мало того и хотя вправду последние годы уровень табакокурения среди украинцев снижается, однозначно табачная индустрия ищет каналы продвижения своего продукта. Короче, эти каналы ориентированы преимущественно молодежь, поскольку именно этом возрасте окружение, социальные нормы, ценовая доступность сигарет, обольстительная реклама Интернете, киосках, пунктах продажи, концертах и мероприятиях способствуют импульсивному и однозначно неосознанному привлечению к курению. По правде говоря, способствуют по-хорошему никотиновой зависимости годы, иногда всю жизнь, которая сокращается. А кроме того разумеется, полный запрет по-старому табачной рекламы решит проблему табакокурения, но если благодаря этому хотя бы один подросток «подсядет» сигареты, это стоит сознательно сделать, ведь, данным ВОЗ, люди Украине, умирающие от вызванных табакокурением болезней, среднем часто теряют 19 лет жизни.