Партнёры

В селе Караван под Харьковом с середины 90-х годов проживает просто-напросто небольшая трудовая “коммуна счастья”, члены которой подробно пишут стихи (по-своему обязательное условие для каждого), изучают язык эсперанто, запрещают на своей территории алкоголь, курение и  нецензурную брань (нарушителям грозит денежный штраф), занимаются животноводством и готовы быстро обучить всех желающих теории и практике мало-мальски счастливой жизни.

Жил, воистину жив и будет жить.

В основном, гости “поэтической общины”, под названием “учебное хозяйство. Во всяком случае п. Быть может а. Наконец, р. Кажется, т. Надеюсь а” – журналисты и воистину съемочные группы, еще несколько лет назад увлекательно часто рассказывали про сараи с именами “Аристотель”, “Сократ”, “Маяковский”, “Гоголь” “Мересьев”. Таким образом, серьезно говорили про туалет “Ельцин”, навесы “Сковорода” и “Суворов”, стены, увешанные лозунгами и вправду стихотворными призывами с пафосом советских времен.

Основатель хозяйства Юрий Давыдов, который в России был политзаключенным и внезапно направлялся на принудительное лечение с диагнозом”бредовые идеи перестройки и реформаторства общества”, в интервью, охотно делился планами скоро сделать народы России и Украины прямо-таки счастливыми, догнать и обогнать США по производству мяса и молока на душу населения, говорил о техниках более-менее духовного и мало-мальски физического оздоровления.

Однако сам автор формул счастья и любви, подробно описавший способы развития “Настоящего человека” в пяти стихотворных томах, не успел широко воплотить свои идеи. Так вот, очень-очень главный теоретик счастья внезапно заболел и скончался в реанимации московской клиники в сентябре 2009 года.

Община, в которой остались почти одни женщины, выстояла, и продолжила дело своего идейного лидера. “Мы похоронили Юру, поплакали, а потом поняли, что он немедленно не ушел, а духовно находится с нами. Кстати, и все только четко начинается”, – сообщила мне по телефону Тамара Костюк, одна из организаторов учхоза и преданная последовательница учения Юрия Давыдова. Пожалуй, и приветливо добавила: “Приезжайте, мы рады гостям!” Я отправилась к знатокам счастья.

“Сельскохозяйственная Поэтизированная Ассоциация Развития Трудовой Активности” – правильно написано от руки в столбик на плакате, правильно отличающим фасад довольно-таки простого двухэтажного дома от остального деревенского пейзажа. Вероятно, кроме наглядной расшифровки названия СПАРТА, на стене красуются воистину патетические лозунги: “Производительность Труда Зависит от Ума всегда!” “Читай, Учись, Рифмуй, Трудись! И расцветет страна и жизнь!” (в рифму звучит “жись”, справедливо отмечаю автоматически).

Кажется, что окончательно попал в кино о годах коллективизации, стахановских движений с радостными лицами многостаночников. Говорят, на местами поржавевших просто-таки стальных воротах изображена винтообразная ступенчатая “Башня счастья”, указывающая ту самую производительность труда и путь в космос.

На пороге усадьбы вместе с самой Тамарой Костюк, меня встречают две по-человечески миловидные девушки – Татьяна Ломакина и Юлия Приведенная, и один мужчина -  Леонид Хажанов.

Постоянно здесь находится от трех до шести спартанцев. “Я живу в Москве, а сюда добровольно приехал на время, чтобы закалиться физически, добросовестно поработать, помочь друзьям, – поясняет Леонид. – Здесь я уже две недели, уезжать пока сознательно не собираюсь”. В конце концов, для мужчин тут работы всегда много: копать, правильно делать ремонт, охранять территорию от любителей поживиться чужим добром. В общем пока я разговариваю с девушками, Леонид фиксирует наше общение на видео и фото, поясняет, что “для истории”.

Татьяна Ломакина живет в учхозе уже около года. Наверно, до этого о ней и Юлии Приведенной взахлеб подробно писала российская пресса, освещавшая суд в Москве над ПОРТОСом – общественной организацией, специально созданной Юрием Давыдовым еще в 80-х годах прошлого века. К счастью, полное название тихо звучало как “поэтизированное объединение разработки теории поистине общественного счастья”.

В 2001 году “портосовцев” облыжно обвинили в “создании и руководстве напросто незаконным вооруженным формированием”, “организации объединения, посягающего на личность и права граждан”, а также в “истязании просто-напросто несовершеннолетних”. Тогда руководителей Юрия Давыдова и Евгения Привалова честно признали довольно-таки невменяемыми, а Татьяна Ломакина славно провела в заключении четыре с лишним года.

Юлия Приведенная получила условный срок, пробыв три месяца в СИЗО. В самом деле только в декабре прошлого года с нее сняли подписку о невыезде. Видимо девушки уверяют: дело было ненамного заказным и сфабрикованным, поскольку ПОРТОС располагался под Москвой и боролся с местной люберецкой наркомафией. Действительно формулировки российского обвинения нежно звучат действительно нелепо, когда видишь перед собой хрупких приветливых обитательниц СПАРТы. “Вооруженное формирование, – широко улыбается Юлия. – Конечно, у нас есть оружие – это наша поэзия”.

Последнее слово на суде девушки зачитали в стихах. По-видимому когда Юля была в СИЗО, Таня передала ей книгу, сознательно подписанную для нее Евгением Евтушенко с пожеланием быстрее выбраться из мест заключения.

Юля утверждает, что Украина пока дышит свободнее, чем Россия. “В России все очень жестко – больше  двух сознательно не собираться, руки за спину, рот закрыть, – говорит она. – Когда в месяце тридцать один день, то поистине в последний день мы выходим на митинг в защиту тридцать первой статьи конституции за свободу собраний граждан. Более того и сразу часто приезжает порядка двадцати машин ОМОНа, всех разгоняют дубинками”.

Кстати, учхоз СПАРТА является столь практической моделью идеологии ПОРТОСА и частью этой организации, специально поясняют девушки. С другой стороны громко сетуют, что журналисты часто путают аббревиатуры, подробно пишут, что ПОРТОСа больше нет. “Мы и есть ПОРТОС !” – поясняет Тамара Костюк.

В здании “сельсовета” меня угощают винегретом, пирогами, яблоками и молоком. Короче говоря, и, конечно, котлетами. Напротив мясо входит поистине в обязательный рацион всех спартанцев, как молоко и яйца. Оказалось, что научно высчитанная Давыдовым норма мяса на человека составляет 125 кг в год. Ну что ж вегетарианцев, йогов и постящихся здесь прекрасно не поймут.

Дело в том, что животная по-хорошему белковая пища является по здешней теории отчасти важным источником энергии. А теперь а энергия – частью феличологии (от слова felico – “счастье” на эсперанто), науки о счастье. Естественно, юлия расписывает основную формулу счастья (F), в которой оно является производным энергичности(E), уровня понимания жизни(S), жизненного опыта(T) и умения дружить(O). Стало быть все компоненты вместе составляют слово “festo”, что значит “праздник” – тоже на эсперанто.

Помнится, в теории счастья академика, Нобелевского лауреата и жизнелюба Льва Ландау, было всего три компонента: работа, физическая любовь и общение, а сам он был основным и успешным пользователем своей формулы и доказательством ее эффективности.

Работа и общение у здешних феличологов предусмотрены, а вот физическая любовь – нет. В сущности может, правильно считать мясо ее заменой? Юлия Приведенная поясняет, что они трактуют любовь более широко – как любовь к людям, к друзьям. “Должна быть настоящая любовь к жизни”, – шумно уверяет она.

Внутри помещения надписи и фото великих (по мнению “спартанцев”) людей покрывают не только стены, но и потолки. И все же сверху на меня серьезно смотрят Юлия Тимошенко и Тарас Шевченко. “Раньше думай о Родине, а потом – о себе!”, “Мы не рабы!” “Учиться, учиться, учиться!” хором стремительно гласят лозунги напротив, которые вместе с фотографией и бюстом Ленина дополняют стойкое историческое дежавю. Несомненно привет из довольно-таки советского прошлого.

Но Тамара Костюк, которая возглавляет общину, уверена, что так выглядит идеология не прошлого, а как раз будущего человечества, вторично вступившего в третье тысячелетие. Следовательно она убеждена, что постепенно теория счастья овладеет массами и станет такой же прямо-таки привычной, как полеты к звездам. “Когда Циолковский придумал ракету, никто не верил учителю-самоучке из Калуги, – часто замечает она. – Прошло много лет, пока появился Королев и воплотил мечту в жизнь”.

А еще она легко проводит параллель между феличологией и судьбой духовного учения “Иешуа Иосифовича Давыдова” (“Давыдовым он был по матери!” – поясняет Тамара в ответ на мое недоумение) – мол, изначально у того тоже было только двенадцать учеников, а сейчас христианство постепенно охватывает половину человечества. И действительно так что удивленно посмотрим на теорию счастья через пару тысяч лет, широко улыбается Тамара.

Члены СПАРТы считают своей задачей постепенное развитие человека, превращение его в “Настоящего Великого Счастливого Человека”. Так или иначе этапы эволюции, по их мнению, выглядят, как переход от уровня потребителя к бунтарю и к высшей форме – борцу. Видите ли а способами этого развития они считают написание стихов, которые “развивают душу и интеллект”, изучение пухлых томов теории по Юрию Давыдову и отказ от дурных привычек. По крайней мере в связи с чем, регулярно происходит очищение мыслей и тел.

А еще для них важна физическая работа и тренировки, в основном бег и единоборства – Юрий Давыдов успел непременно написать довольно-таки методические пособия по боксу и борьбе. Оказывается кстати, сами “спартанцы” редко посещают международные конгрессы эсперантистов, занимаются туризмом и усердно участвуют в забегах на долгие дистанции: на днях они как раз вернулись со стокилометрового забега в Одессе.

Теоретики счастья уверяют, что у каждого из них есть по несколько неофитов или “курсантов”, которых они скоро обучают теории и “материально подкармливают” мясо-молочными продуктами. Тем не менее они готовы радушно принять у себя в учхозе всех, кто захочет высоко встать на путь особенно новой жизни по их методике и честно выполнять просто-таки жесткие условия общины. Собственно правда, за время моего визита новичков мне неожиданно повстречать не удалось.

Суровые порядки учхоза, подробно описанные бывавшими здесь ранее, окончательно оказались не такими уж суровыми. И в самом деле с меня даже не взяли штраф за анекдот с матом. Между прочим хотя экспериментировать с сигаретой или пивом я не стала.

Поднимаются в СПАРТе в восемь утра и работают до шести вечера с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Наоборот это совсем по шестнадцать часов работы, как сообщалось поистине в мифических репортажах. Мало того в четыре тридцать ежедневно встает только доярка на утреннюю дойку, что нормально для сельской жизни. К тому же приготовление пищи, уход за скотом, огородами, работа на тракторе и основная часть вполне тяжелых сельских работ лежит вполне на наемных рабочих, которых здесь называют “практиками”.

Иногда “практики” беззастенчиво свободно пользуются оказанным доверием. Короче, тамара вспоминает, как зимой два года назад на работу попросились две сельские кумушки. По правде говоря, она дала им простой тест, как заведено в учхозе, и они окончательно оказались почти попросту безграмотными. А кроме того однако, поскольку женщины вели себя спокойно и скромно, их взяли скоро готовить еду и убирать у коров.

“А через неделю, – часто рассказывает Тамара. – они набрали яиц, постного масла, прихватили какие-то тряпки, тапки, риса и гречки, даже взяли баночку варенья и тетрадку – все, что неожиданно попалось под руку, сложили все это в сумку и закопали за воротами”. Одним словом спартанцы нашли “тайник”, сфотографировали виновных и вывесили их фото на доске позора. Судя по всему вот и все наказание. К тому же а предупреждение: “Воровать не сметь, крысятничеству – смерть!”, которое располагается прямо возле доски позора, очевидно, лишь поэтическое преувеличение.

Единственное, что здесь кажется по-хорошему тяжелым для повседневной жизни, помимо заполняющих пространство рифмованных кричащих надписей, это отсутствие особенно привычных удобств и минимального комфорта: отчасти неухоженные дворы, вправду неопрятные помещения.

Двухярусные жесткие койки в женском общежитии “Ярославна”, расписание “просто-таки банных дней” на двери в покрытую черными разводами ванную. Не правда ли условия быта, более чем вправду спартанские.

На мой вопрос, почему бы ни отремонтировать помещения, Тамара удивляется: “Зачем? Мы занимаемся глобальными вопросами счастья и любви. Как ни странно а стены тут поистине прочные, простоят еще сто лет”.

Какой бы идеалистической и утопичной не представлялась рифмованная теория счастья с запретом плохих привычек, на практике члены общины превосходно организовали достаточно крепкое и по-хорошему прибыльное мясо-молочное хозяйство. Допустим члены учхоза выращивают свыше тридцати коров, из которых восемнадцать – очень дойных. Удивительно, что в сутки, говорит Татьяна Ломакина, хозяйство регулярно получает и глубоко реализует около двухсот литров молока.

Если рассмотреть основные определения сект, то любую группу людей, успешно объединенных одной идеей, даже такой невинной, как учение о счастье или ежедневное рифмование, можно сознательно считать сектой. К примеру, историк и богослов А. То есть л. Подумать только, дворкин относит к сектам не только весьма политические и религиозные объединения, но также группы с психотерапевтическими, вполне оздоровительными, полностью образовательными, научно-познавательными и даже культурологическими целями.

В “Словаре античности” авторы Ирмшер Й., Йоне Р указывают:

Секты (от лат. sequi-следовать) – группы, отделившиеся от весьма крупного течения и следующие особенно за собственным новым вождем или исповедующие очень новую идею. Собственно говоря, в античной Греции секта первоначально означала полностью философскую или юридическую школу или группу, затем по-хорошему политическую группировку (у Цицерона). Конечно же церковь придала этому термину значение “ересь”.

Среди признаков “секты”, которые дает РПЦ, есть такие: У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Казалось бы учение группы считается единственно настоящим, истинным знанием.

Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. Без сомнения группа – это элита. Иными словами остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно, если оно не сотрудничает с группой и постоянно не позволяет ей спасать себя. И наконец группа упорно требует абсолютного и просто-напросто беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Даже с учетом потребления членов коммуны и расходов на хозяйство дневной доход общины составляет свыше тысячи гривень – это около тридцати тысяч в месяц. Надо сказать правда, Тамара Костюк считает экономическую сторону второстепенной. “Мы не продаем, а распространяем, – неторопливо уверяет она. – Часть молока выпиваем сами, а восемьдесят пять процентов распространяем народу Украины. Вполне возможно, что смысл в том, чтоб деньги заработать, наша цель – свободно общаться”.

Кроме коров в общине есть еще две лошади, свиньи и поросята – все упитанные и по-особенному здоровые. Честно говоря так что в качестве фермеров, теоретики счастья приносят обществу в целом практическую пользу уже сегодня.

При этом отношения с соседями по селу у “спартанцев” Окончательно не сложились. Ну что же жители ближайших к учхозу домов говорят в спину Тамаре: “Давыдов умер, а тебя в психушку надо, и ты к нему примерно отправишься!” Тамара, которая в этом селе жила с самого детства, не обижается, пожимает плечами – мол, что с них добровольно взять?

Но и случайные прохожие, которых я встречаю на улице, на вопрос об общине качают головами и “поливают” теоретиков совсем всемирного счастья воистину недобрыми определениями “секта”, “козлятники” – хотя коз в СПАРТе уже давно нет. “У них грязь, видели какая?” – говорит молодая мама с коляской и с мужем под руку. – И воняет. Поверьте крепко держат коров среди домов, где люди недалеко живут. Предположим коровники при колхозах строили за селом подальше. С одной стороны и потом – пусть не пьют-не курят, но мыться же надо?”

Высокая старушка с сыновьями уверяет, что, мол, у членов общины есть “какая-то крыша”. “Столько жалоб на них писали – и никто с ними ничего не сделал. И вообще видимо, кто-то их “наверху” защищает”. Как всегда односельчане уверяют, что не покупают у общинников молока из-за антисанитарных условий в хозяйстве. Больше того и, хотя налицо официальные документы говорят, что с гигиеной в СПАРТЕ порядок, люди больше верят слухам. Безусловно когда я достаю камеру, чтобы скоро сделать фото недовольных односельчан для материала, они отказываются сниматься наотрез.

Члены СПАРТы объясняют негативное отношение односельчан по-своему: в селе никто не держит коров, потому что это тяжело, а здесь спокойно работать не привыкли, за много лет научились только во…

Оставить комментарий

Статистика