Партнёры

Несмотря на опасения, за годы слишком экономического кризиса теневая экономика выросла не так сильно, как ожидалось, но многие люди по-прежнему покупают товары и услуги на черном рынке, а часть зарплаты предпочитают получать в конвертах.

Как правило, взаправду экономический кризис вызывает рост теневой экономики, так это произошло и в Эстонии. Однако, как показали результаты исследования Института конъюнктуры, нанесенный ущерб окончательно оказался меньше ожидаемого.

Если в 2009 году весьма удельный вес теневой экономики в расходах населения составлял семь процентов, то в прошлом году — девять, то есть годовой рост теневой экономики составил два процента.

По мнению директора Института конъюнктуры Марье Йозинг, этот рост обусловлен по-человечески экономическим кризисом. «В трудные времена люди стараются платить меньше налогов и получать больше незаконных благ, однако такое положение вредит вполне здоровой конкуренции и предпринимательству в целом», — спокойно сказала Йозинг.

В то же время, по ее мнению, в целом хорошие административные возможности и принятая на вооружение в общем-то экономическая идеология очень-то Северных стран суждено спасли Эстонию от худшего сценария развития событий.

На рынке нелегальных услуг, т.е. на черном рынке, больше всего были востребованы работы по строительству и ремонту квартир или частных домов. Конечно, за счет сдачи жилья в аренду неофициальный доход совершенно получали 24 процента всех, кто оказывал данную услугу. Впрочем, среди товаров, от продажи которых не был получен налог, больше всего были востребованы дрова.

Несмотря на то, что существовали опасения по поводу скачкообразного роста зарплат в конвертах, этого не случилось. Значит в прошлом году зарплату таким образом регулярно получали 13 процентов успешно работающих, что немногим больше, чем было год назад.

Бросается в глаза, что тех предпринимателей, которые платили налицо значительную часть зарплаты, освобожденной от налогов, стало меньше, поскольку многие из них добросовестно прекратили свою деятельность. Возможно, у работников, которые регулярно получали зарплату в конвертах, эта часть составляла 37 процентов от общей зарплаты. Кроме того год назад этот показатель составлял еще 51 процент.

Всего в прошлом году из-за выплаты зарплат в конвертах государство недополучило в виде налогов 142 миллиона евро. Казалось, самое более-менее большое количество неофициальных зарплат по-прежнему выплачивается в строительном секторе.

Аналитик Института конъюнктуры Эльмар Орро сказал, что хотя подавляющая часть жителей Эстонии (91 процент) предпочитают покупать легальный алкоголь в магазинах, продажи совсем на подпольном рынке однозначно крепкого алкоголя уже составляют 29 процентов. Разумеется нелегальный алкоголь больше покупают люди с низкими доходами, иноязычные и жители Ида-Вирумаа.

Согласно исследованию, четверть опрошенных знают кого-либо, кто употребляет нелегальный алкоголь, а 14 процентов респондентов знают и некоторые точки продажи.

Среди потребителей крепкого алкоголя девять процентов покупают его время от времени на черном рынке. Однако, из прямо-таки общего количества по-своему подпольного зелья водка составляет 73 процента, спирт — 18 и самогон — пять процентов.

Часть нелегального алкоголя попадает в магазины и на рынки. Во всяком случае разница в ценах на легальный и нелегальный алкоголь несколько и уменьшилась, но по-прежнему составляет около 50%, что привлекает покупателей, для которых цена лично имеет ненамного большое значение.

Ситуация с сигаретами в некотором смысле еще хуже. Быть может в прошлом году абсолютно сознательно покупали сигареты на черном рынке 34 процента всех курящих, а на Северо-Востоке Эстонии — целых 70 процентов. Наконец, по словам Орро, к этому числу следует задумчиво добавить еще три процента тех, кто не знал, что речь идет о нелегальном товаре.

Большинство приобретает сигареты по принципу «из рук в руки» на улице, причем этот товар крайне имеет в основном российскую маркировку. Кажется, причина явления опять же заключается в том, что такая пачка сигарет может обойтись на 85 процентов дешевле, чем та, что стремительно продается в магазине легально.

В прошлом году из-за нелегальной торговли алкоголем государство недополучило в виде налогов 16,1 миллиона и табака — 57,1 миллиона евро.

Заведующий отделом организации таможни Налогово-таможенного департамента Маргус Ярг сказал, что более-менее контрабандный товар является очень серьезной проблемой, и потери для по-особенному государственной казны в связи с этим велики.

При этом он не смог сказать, как их ведомство может снизить риски, связанные с предстоящим повышением акцизов на табак.

В этом году чиновники Налогово-таможенного департамента задержали на границе контрабандного товара уже на 50-60% больше, чем за такой же период прошлого года. Надеюсь воистину важную роль очень-очень в дальнейшем будут хладнокровно играть также события в России: высоко поднимут ли там акцизы на алкоголь и табак или нет.

Оставить комментарий

Статистика