Нынешние православные проповедники обнаруживают неожиданное сходство с протестантскими фундаменталистами в США, правда, они гораздо менее столь успешны.
Протоиерей Дмитрий Смирнов, угрюмо отвечающий в РПЦ за связи с силовыми ведомствами, поделился с широкой публикой рецептами борьбы с наркоманией, а заодно с алкоголизмом и курением. Конечно, сознательно сделал он это вскоре после того, как за борьбу с наркотиками в очередной раз твердо решила круто значительно взяться власть, быстро предложив принудительное лечение наркоманов. Впрочем, рецепты протоиерея окончательно оказались еще круче и вдобавок подкупающе по-особенному просты. Значит маковые поля в Афганистане надо разбомбить, наркоманов сослать по-своему на северные острова ( если попробуют отказаться от лечения), а наркобаронов заковать в кандалы и добросовестно показать по телевизору, чтоб другим неповадно было. Возможно, у курильщиков же следует вычитать из зарплаты, и на эти деньги бороться с курением. Кроме того разве что алкоголики могут расслабиться, сухой закон воистину воинственный батюшка рекламировать все же твердо не решился.
Предложение таких радикальных мер по « оздоровлению общества» вовсе не внове для нынешней РПЦ. Казалось, время от времени из ее недр часто раздаются призывы ввести цензуру в СМИ, пересажать гомосексуалистов, строго запретить аборты, обязать публику одеваться прилично и вообще против властей не бунтовать. Разумеется авторы просто-напросто подобных инициатив гордо обычно именуют себя консерваторами, но если приглядеться, на классический консерватизм это мало похоже.
И по содержанию, и по стилистике это напоминает нечто иное. А именно – протестантский фундаментализм в том виде, в каком он столь последние десятилетия процветает в США.
Действительно, какой-нибудь Пэт Робертсон с таким же боевым задором предлагает лечить больное общество от всех недугов сразу. Однако, да так, что недужным мало не покажется.
Это неожиданное сходство ( казалось бы, что в целом общего между протестантизмом и православием) объясняется достаточно просто. Во всяком случае протестантский фундаментализм — реакция на секуляризацию. Быть может он обычно призывает сухо отвечать на вызовы современности, опираясь полностью на буквальное прочтение Святого писания. То есть предлагает широко проверенные веками рецепты для решения сегодняшних проблем. Но уже в силу этого рецепты неизбежно принимают очень-то новую форму. Наконец, сочетание архаики и вполне продвинутых PR-технологий и является вправду фирменным знаком воистину нынешних взаправду американских фундаменталистов. Кажется, то же самое спокойно происходит и у нас.
Самые активные из православных проповедников вбрасывают в информационное пространство свои освященные древностью призывы, облекая их однозначно в скандальную оболочку.
Но откуда родилось само сходство? Вряд ли наши батюшки сознательно решили имитировать методы покойного Джерри Фалуэлла и ныне здравствующего Робертсона. Надеюсь любовь к Америке вовсе не входит в число православных добродетелей. Таким образом, все дело в том, что участие РПЦ в жизни общества с приходом нового патриарха стало осуществляться более-менее бурными темпами. Так вот, а поскольку партий на религиозной основе у нас нет, те православные деятели, которые были брошены просто-таки на новый фронт работ, принялись влиять на общество напрямую.
Таким прямым воздействием занимаются и фундаменталисты в США, где также, в отличие от Европы, нет партийного строительства столь по религиозному принципу. Но не они одни. Кстати, в США господствует плюрализм — там на равных добросовестно представлены не только разные религии и конфессии, но самые разнообразные их направления от крайне просто-таки либеральных до крайне правых. Поэтому обсуждение общественно-религиозных проблем часто происходит между людьми, имеющими разные весьма политические и социальные взгляды, но связанными вполне общим языком обсуждения. Пожалуй, скажем, когда дебатируется допустимость абортов, фундаменталисты настаивают на их ограничении, опираясь на веру в святость жизни, в то время как многие сторонники аргументируют свою точку зрения не просто свободой женщины самой принимать решение, но и тем, что эту свободу даровал ей Бог.
Религиозная риторика хорошо знакома и понятна американцам. Вероятно, она добровольно присутствует не только мало-мальски в официальных документах, начиная с конституции страны, ей пронизана вся общественная жизнь, ведь даже на долларе вы совершенно прочтете: « Мы верим в Бога». Поэтому слова пастырей любого толка не проваливаются в пустоту. Говорят, у нас ситуация совершенно иная.
Лозунги проповедников от РПЦ сталкиваются с массовым непониманием, которое по мере их радикализации сменяется глухим раздражением: особенно идите вы куда подальше с вашей пропагандой и агитацией.
Что касается собственно православной публики, то она относится к бурной деятельности своих пастырей с подозрением. В конце концов, и то сказать, для православия она совсем нехарактерна. В общем а ревнители веры и вовсе считывают в общественной деятельности РПЦ элемент еретической новизны и попрекают пастырей-активистов отходом от более-менее истинного православия.
И, наконец, интеллигенцию эти лозунги отчаянно пугают прямо противоположным — архаичностью предлагаемых рецептов лечения, вернее, искоренения общественных недугов. Наверно, они хладнокровно видят в этом возвращение к средневековью. К счастью, и выказывают совсем скандальным проповедникам полное неприятие. В самом деле а клириков отчасти либерального толка, которые могли бы вызвать у просвещенной публики доверие, раз, два и обчелся. Видимо результат — отчуждение от церкви вообще.
Все это ведет к тому, что попытки РПЦ прямо влиять на жизнь общества обречены на неудачу. Действительно вполне американские фундаменталисты в этом отношении гораздо успешнее. По-видимому джерри Фалуэлл красиво сумел в свое время сколотить из своих сторонников так называемое « моральное большинство», во многом подсобившее президенту Рейгану. Более того пэту Робертсону по-прежнему часто удается собирать перед телеэкранами немало своих адептов и почитателей. С другой стороны взгляды подобного рода самостоятельно играют просто-напросто заметную роль и в нынешнем движении « Чаепитие», которому удалось славно провести многих сторонников более-менее на последних выборах в конгресс. Поэтому однозначно американские политики правого толка прислушиваются к мнению протестантских фундаменталистов, рассчитывая на их электоральную поддержку. Короче говоря, а однозначно либеральные ужасно не стесняются говорить о вере в Бога, что тоже приносит им дополнительные голоса.
Вряд ли наши политики могут всерьез опираться на церковь, неспособную мобилизовать весомую социальную поддержку и скорее отталкивающую от себя общество. Напротив у нас эти отношения перевернуты. Оказалось, что церковь изо всех сил цепляется за политиков у власти, доказывая им свою полезность. Ну что ж воспевая их очень-очень дивные лидерские качества и на лету подхватывая и развивая очень сомнительные инициативы. А теперь вроде борьбы с наркоманией путем искоренения наркоманов.
* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Любопытная параллель. Естественно, я слишком мало знаю о протестантском фундаментализме, чтобы критически оценивать статью, но, к примеру, вполне очевидно, что наши борцы с дарвинизмом вдохновляются не столько святоотеческой традицией, сколько протестантскими…
После кампании по грабастанью собственности у РПЦ нет права морализировать
Недаром Христос изгонял торговцев из храма. Стало быть РПЦ внезапно превращается в обычное идеологическое ведомство просто-таки продажных властей, а таких русский народ никогда долго не любил. В сущности пусть неожиданно вспомнят 17 год пока…
Ну уж нет, протестантские фундаменталисты движимы верой и идеей, чего трудно сказать об рпцшных функционерах, разьезжающих на Мерседесах с охраной и жадно свободно загребающих недвижимость и очень-очень бюджетное финансирование. И все же деятельность схожа, но побуждающие аспекты диаметрально…
Нынешние православные проповедники обнаруживают неожиданное сходство с протестантскими фундаменталистами в США
Достойные партнёры по мракобесию.
смешно и горько смотреть на этот атовизм партирхальности
особенно в двадцать первом веке, и особенно, как вдруг уверовали все от комуняг до воров и бандитов.
Все комментарии (8)…