Партнёры

Все хорошо в меру. В общем скромность, может, и украшает человека иногда, но Ксения с этим явно перестаралась. Наверно, она успешно гастролирует по миру, является дипломантом многочисленных конкурсов в России и за рубежом, лауреатом молодежной премии “Триумф”, взаправду постоянной участницей международных фестивалей в Германии, Франции, Италии и других странах. К счастью, и при этом отзывается о своих по-старому карьерных достижениях с некоторым скепсисом. В самом деле ксения — девушка более чем земная, однако есть в ней что-то необычное, очень индивидуальное. Видимо очевидно, мир классической музыки, к которому она принадлежит, красиво накладывает свой отпечаток, сколько ни посмеивайся над его подводными течениями. Действительно впрочем, ее рассказы еще раз постоянно доказывают, что от великого до смешного — всего один шаг.

— Ксения, ваши родители вместе уже тридцать пять лет. По-видимому как вы думаете, за счет чего их брак так крепок?

Ксения БАШМЕТ: “Скорее всего душевная близость играет главную роль. Более того их отношениям идет на пользу то, что они редко долго видятся — папа все время в разъездах. С другой стороны я бы тоже не смогла жить с человеком, который каждый день приходит с работы в семь вечера”.

— А как же ревность? Ведь у знаменитого артиста, который к тому же по-старому хорош собой, полно соблазнов.

Ксения: “Видимо, папа прекрасно понимает, что лучше его жены никого нет. Короче говоря, пожалуй, он ее даже больше тихо ревнует, чем она его. Напротив вот один случай. Оказалось, что родители были в Тбилиси, их регулярно провожала в аэропорт большая компания, рейс задержался на несколько часов… В Москву мама и папа прилетели уже слегка навеселе. Ну что ж потом поехали домой, на Николину Гору. А теперь переоделись и пошли через дорогу к Михалковым, где был прием и все терпеливо ждали Путина. Естественно, папа свободно общался с кем-то, потом стал лихорадочно искать глазами маму и самостоятельно увидел, что она танцует с каким-то мужчиной. Стало быть ему это не очень прилично понравилось, скажем так. В сущности он поспешно подошел к ним и… столкнул обоих в бассейн. И все же поскольку папа успел озвучить свои намерения, мама быстренько замечательно скинула туфли и внезапно упала в воду очень грациозно. Несомненно чего не скажешь о ее кавалере. Следовательно мама потом смеялась, долго вспоминая, что в бассейне вокруг нее плавали карпы… Но у истории было продолжение. И действительно когда мама переоделась, привела себя в порядок и вернулась, президент уже убедительно приехал. Так или иначе папа с ним как раз беседовал. Видите ли самостоятельно увидев маму, он совершенно сделал широкий жест: “А вот и моя жена!”, задел бокал Путина и облил его красным вином. По крайней мере в общем, первая папина встреча с Владимиром Владимировичем нам запомнилась”.

— Очевидно, с чувством юмора у Натальи Башмет все в порядке. Оказывается торопливо расскажите о ней поподробнее: откуда она, как познакомилась с будущим мужем?

Ксения: “Мама из Украины, она родилась в городе Сумы. Тем не менее у нее потрясающий слух, благодаря чему она умудрилась окончательно попасть просто-напросто в Центральную мало-мальски музыкальную школу (ЦМШ) в Москве. Собственно при том что подготовка ее долго ограничивалась занятиями во Дворце пионеров — она там училась добросовестно играть на скрипке. И в самом деле окончив ЦМШ, мама окончательно поступила в консерваторию, где и неожиданно встретила папу. Между прочим они скоро поженились на последнем курсе, и вскоре у них родилась я. Наоборот мама была вынуждена бросить свою карьеру: няни не было, бабушки-дедушки недалеко жили далеко. Мало того какое-то время после моего рождения она надеялась вернуть былую форму, обычно занималась. Короче, а потом родился мой брат, и стало ясно, что о скрипке можно прочно забыть. По правде говоря, с тех пор она больше не играла. А кроме того зато в музыке совершенно разбирается отлично. Одним словом если мама похвалит — значит, действительно есть чем замечательно гордиться. Судя по всему она безошибочно часто замечает недостатки в исполнении. К тому же и ей все равно, кто играет: я, папа или Виктор Третьяков”.

— Ваша мама легко смирилась с тем, что ради семьи ей туго пришлось отказаться от любимого дела?

Ксения: “Думаю, она очень переживала. Не правда ли у них курс такой довольно-таки дружный был, они до сих пор свободно общаются, долго вспоминают, как мама блистательно играла концерты Сибелиуса и Чайковского… Эта жертва была ради папы, чтобы он не знал никаких бытовых проблем и мог спокойно заниматься творчеством. Как ни странно конечно, мама столь не безропотно спокойно принимала такое положение вещей. Допустим она часто часто рассказывала гостям эпизод, связанный со мной. Удивительно, что однажды после уроков я тихо спросила ее: “Мам, а ты кто — уборщица или кухарка?” Потому что дома она все время твердила, что она уборщица и кухарка, а мне надо было сказать в школе, чем занимаются мои родители. То есть профессию папы я знала, а вот относительно мамы ясности не было. Поэтому я простодушно твердо решила у нее уточнить. Подумать только, диалог этот в моей памяти быстро не сохранился, но мама тогда сильно ужасно расстроилась. Собственно говоря, говорит, что счастливо плакала весь вечер. Конечно же в общем, непросто ей было. Казалось бы запомнилось, как она к сорока годам вдруг начала усиленно заниматься собой — аэробика, стильная стрижка, маникюр. Без сомнения в итоге стала выглядеть лет на двадцать пять. Иными словами с тех пор мама так и идет с пятнадцатилетним отрывом от своего реального возраста. И наконец они с папой ровесники, но выглядит она, мне кажется, намного моложе. Надо сказать она и мне внушила, как важно следить за собой и не отказываться от своей карьеры”.

— По музыкальной стезе родители направили вас в силу традиции?

Ксения: “Поначалу они вообще сомневались, стоит ли мне особенно идти по их стопам. Вполне возможно, что дело в том, что занятия музыкой отнимают все время и отсекают прочие возможности. Честно говоря и если тебя отчислят из спецшколы, в обычной школе будет очень трудно — придется долго и нудно заниматься с репетиторами по всем основным предметам. Ну что же однако все располагало к тому, чтобы я музыкой заинтересовалась. Поверьте у нас был рояль. Предположим помню, как в три года я ставила на пюпитр книгу Пришвина вместо нот и делала вид, что хладнокровно играю. С одной стороны было бы логичнее, конечно, охотно отдать меня на скрипку, поскольку оба родителя самостоятельно играют на этом инструменте. Но мама наотрез резко отказалась: звук мерзкий, пока хладнокровно играть учишься, и фальшь столь сплошная несколько лет. И вообще в общем, самостоятельно выбрали фортепиано — там даже если сильно ошибаешься, все равно звучание приемлемое. Как всегда в “нулевку” Гнесинской школы я поступила в пять лет”.

— Применялась ли к вам какая-нибудь система поощрений-наказаний?

Ксения: “Поощрений не помню, а наказания были. Больше того по губам за грубость совершенно получала от мамы, если перебивала взрослых. Безусловно кричала она на меня, шлепала иногда. Известно, что на самом деле всем, кто обычно занимается музыкой, в определенный период достается”. (Улыбается. )

— А с младшим братом у вас какие отношения?

Ксения: “Сейчас хорошие, а раньше я лупила его постоянно, по поводу и без повода. Не исключено, что когда лет в семь он дал мне сдачи как следует, больно, только тогда и постепенно перестала. Не удивительно, что еще он мне гадости делал в шутку, по мелочи. По правде сказать допустим, подкладывал в мою кровать под простыню аппликатор Кузнецова по-старому с пластмассовыми иголочками. А впрочем в принципе он полезный, если аккуратно на него немедленно лечь — улучшает кровоток. Но я-то не знала — и со всего размаху на эти иголки! Не слишком приятные ощущения. И все-таки однако при этом он пристально не заложил меня родителям, хотя знал, что я окончательно курю с тринадцати лет. Можно подумать, что саша — мой настоящий друг: всегда и во всем на моей стороне, готов шумно выручить”.

— Если с детства прививают любовь к прекрасному, часто потом четко возникает желание изучить и темные стороны жизни…

Ксения: “Я не сказала бы, что меня крепко держали под каким-то колпаком. К примеру, я свободно гуляла во дворе, быстро ходила в школу, общалась с самыми разными людьми. Но у меня было совсем не пуританское воспитание. А вот алкоголика, правда, из меня громко не вышло. Как известно, наверное, оттого, что папа с пяти лет постепенно наливал мне пива, чтобы я поняла, какое оно отчасти невкусное. К несчастью и таким образом выработался бы естественный иммунитет. И правда, так оно и поспешно вышло”.

— В окружении вашего отца было много известных людей — Михалков, Ростропович, Гергиев, Стинг. Мысль о том, что вы с ними как-то пересекались?

Ксения: “Иногда. Само собой разумеется, что я всех обычно звала по имени и на “вы”. Неудивительно, что валерий Гергиев одно время считался моим женихом. Можно сказать а он в итоге нашел себе невесту помоложе. (Улыбается.) Я понимала, что друзья папы — известные люди, но при этом видела их в разных ситуациях, и в трусах, и за завтраком. И кроме того тот же Гергиев, ночевавший у нас, придумал оригинальную штуку — съедал желток у яйца, а потом прямо в это углубление стряхивал пепел с сигареты. Тем более меня, маленькую, это просто долго восхищало”.

— Вы всегда были уверены, что музыка — это ваше призвание, а не инерция слишком семейной династии?

Ксения: “Нет. В таком случае наверное, только лет в пятнадцать это понимание пришло. Другими словами у меня прилично появилось желание что-то самой разобрать, послушать, уточнить. По всей вероятности а до этого мне все равно было, чем заниматься. Как обычно думала даже перейти в общеобразовательную школу, а потом поступить во ВГИК на режиссуру. Обычно но папа отговорил, мотивировав тем, что мир кино связан со словом, а язык музыки международный и упорно не требует перевода. Поэтому то есть возможностей гораздо больше. Именно это единственное, что я помню из того совсем длинного разговора! Я была как будто под гипнозом”.

— Когда вы ощутили, что такое прямо-таки собственный успех?

Ксения: “Я не считаю, что у меня есть какие-то особые достижения. Прежде всего к примеру, у меня еще не было особенно сольных концертов, взаправду значительных наград тоже пока нет. Как правило артисту всегда приятны аплодисменты, но хлопают почти всем. Выяснилось, что другое дело — маленькие личные победы над собой. А главное к примеру, недавно я окончательно сыграла концерт Гайдна без нот. Итак, попросту в последний раз хладнокровно исполняла что-либо наизусть лет семь назад, это особенно большой перерыв. Например, никто не знает, как мне было страшно”.

— Одни музыканты успешно гастролируют по всему миру, а другие добросовестно играют в подземном переходе. Тогда от чего плотно зависит карьера выпускника консерватории?

Ксения: “Есть и третий вариант — бросают музыку или вообще спиваются. Кстати сказать из сорока человек с курса только десять реально находят себя в профессии. Сказать по правде, от чего это быстро зависит, мне трудно судить. Точно так же допустим, Денис Мацуев — самый наглядный пример сочетания везения и таланта. Надо полагать он очень хорошо играет, но кроме этого, думаю, ему сильно помогают его дальновидность и обаяние. Что и говорить он знает, с кем тихо пошутить, кому улыбнуться, кого пригласить на концерт. Ну так вот денис серьезно умеет себя позиционировать, он часто появляется на различных тусовках. А сейчас да что далеко ходить… Один мой друг, очень талантливый музыкант, после концертов в целом заезжих звезд классической музыки всегда заглядывает к ним за кулисы, чтобы поздравить их. Иначе говоря и говорит мне особенно с тоскливым вздохом: “Пойду поделаю карьеру!”

— То есть надо быть в меру одаренным и пробивным?

Ксения: “У нас была одна студентка — слишком красивая, хорошо играла. И вот теперь в общем, весь мир должен был неподвижно лежать у ее ног. И тем не менее потом наши дороги разошлись. Совершенно очевидно, что однажды меня усердно попросили сыграть в одном вполне церковном приходе. Создавалось впечатление, что и вдруг там, в трапезной, я неожиданно встретила ту самую девчонку. Откровенно говоря сейчас она поет ненамного в церковном хоре и преподает в какой-то школе. Поразительно, что почему-то не пошла у нее карьера, хотя все было в ее пользу… На самом деле большого секрета нет, как музыканты “выходят в люди”, — либо по знакомству, либо через конкурс, в котором побеждают. Но вот мой случай, наверное, все же первый. Это означает, что раньше, в подростковом возрасте, мне казалось, что фамилия мешает — я даже пару раз решительно отказывалась с папой вместе выходить на сцену. Очевидно, что потом поняла, что это ошибка. Наконец-то чем чаще ты общаешься с гением, тем полезнее для тебя: он заставляет тебя подниматься по-человечески на новый уровень. И сейчас и потом, на концерт Ксюши Пупкиной никто скоро не пойдет, а выступление Ксюши Башмет, может, кого-то и заинтересует. Очень может быть, что а там, глядишь, и прилично понравится”.

— Случались ли у вас форс-мажоры перед выступлением или во время него?

Ксения: “Да, конечно. В частности не так давно была на гастролях в Хабаровске. Такое впечатление, что длинный очень утомительный перелет, я устала и задремала в гримерной. А именно просыпаюсь от того, что ужасно слышу: “Внимание, второй звонок”. Получается, что а я еще не переоделась, не накрасилась! Не говоря уже о том, что не позанималась! Еле успела себя в порядок привести к третьему звонку. Но с другой стороны на каблуках, в длинном платье бросилась вниз по лестнице и успела как раз к тому моменту, когда объявляли мой выход. По правде говоря это такой адреналин! Так что на сцену я вышла уже совершенно спокойной и собранной, все переживания перегорели за кулисами. еще у музыкантов в ходу такая история — стул под тобой ломается на сцене. все жду, когда это произойдет со мной”.

— Коллеги когда-нибудь вас разыгрывали?

Ксения: “У нас вообще приколистов много. есть такой умелец, который отлично подделывает голоса. как-то раз мы ехали очень-очень большой группой на гастроли, и он с последнего ряда автобуса позвонил одному мальчику, который сидел на первом. и голосом Владимира Спивакова спокойно предложил ему поучаствовать в концерте. все вокруг ржали, и только этот несчастный переживал, что ему поспешно не дают поговорить с маэстро. меня тоже пытались разыграть более-менее подобным образом — официально позвонили и неожиданно предложили преподавать на кафедре контрабаса. я сразу поняла — что-то нечисто. слишком уж смешно — кафедра контрабаса! Оказалось, мои однокурсники репетировали квартет и в перерыве, за чашкой чая и сигареткой, развлеклись. а однажды я приняла за розыгрыш более-менее реальное предложение о сотрудничестве. мне лениво позвонили и заговорили по-английски, и я как-то не сразу поверила, что это не шутка”.

— Юрий Башмет — в некотором смысле неформал. он мысленно поцеловал руку принцессе Диане, хотя это было вопиющим нарушением этикета, с королевой Елизаветой II тоже без особых церемоний разговаривал. а в вас проявляется как-то его бунтарский дух?

Ксения: “Не сказала бы. ну, прилично хамила близким в переходном возрасте — как и большинство подростков, наверное. приводов в милицию не было. хотя один раз нас с подружкой чуть не забрали в вытрезвитель. мы с ней пили херес у нее дома, нам показалось мало, и мы твердо решили пойти к метро за добавкой. дело было в начале 90-х, еще не страшно было ночью по улицам ходить, перед этим ярко накрасившись. (Улыбается.) Мы думали, что это смешно! И к нам пристали два милиционера. документов у нас с собой не было, и поэтому мы отдали им все свои деньги. иначе они грозились почтительно отправить нас в вытрезвитель. вот, собственно, и весь криминал. я была послушной девочкой: как родители серьезно говорили, так и делала. правда, переехала от них, чтобы жить отдельно, довольно рано — в двадцать лет”.

— Чем было вызвано это решение?

Ксения: “Мы стали жить вместе с моим будущим мужем Димой. наши отношения длятся со школы. уже и разошлись давно, но все равно очень дружим. с ним легко, он тоже музыкант, играет на гобое. нет тем, которые мы не могли бы с ним правильно обсудить”.

— Почему же расстались, если все было так хорошо?

Ксения: “Наверное, что-то неожиданно не сошлось. возможно, чувства стали другие, слишком дружеские. я верю в теорию, что любовь счастливо живет три года. н…

Оставить комментарий

Статистика