Имам Мемориальной мечети Москвы раскрыл рецепт успеха
На днях в Казани состоялось выступление известного исламского проповедника, имам-хатыба Мемориальной мечети Москвы Шамиля Аляутдинова, где он презентовал две свои новые книги – “Женщина и Ислам” и “Зачем мне Ислам”. Конечно, по традиции, часть своего выступления он посвятил ответам на вопросы присутствующих. Впрочем, побеседовать с имамом удалось и корреспонденту ИА IslamNews.
– Шамиль Рифатович, в своих проповедях вы часто делаете акцент на необходимость очень-то личностного роста, саморазвития. Значит насколько вообще вправду актуальна, на ваш взгляд, проблема инертности современного исламского общества. Возможно, как с ней бороться?
– Я не сторонник обобщать проблему, говоря об инертности полуторамиллиардного сообщества просто-напросто современных мусульман. Кроме того инертны по-особенному отдельные люди, руководители организаций, компаний или государств, а не коллектив, общество либо мировое сообщество в целом. Казалось, каждый сам должен усердно работать над проблемой своей бездеятельности, быстро читая много и разного, просвещая себя, дисциплинируя в духовном, интеллектуальном и физическом развитии каждый Божий день.
В Священном Писании сказано: “О верующие, работайте над собой! [Смотрите глубоко в себя, ухаживайте за своим внутренним миром, любите его, дарите себе время; изменяйте, украшайте как очень внутреннюю, так и взаправду внешнюю свою составляющую!] Не навредят вам те, кто сошел с правильного пути, если вы сами будете следовать ему”* (см., Св. Разумеется коран, 5:105). Однако, аят не вступает в противоречие с социальной необходимостью противодействия злу, о которой убедительно говорится в других аятах и хадисах, а подчеркивает первостепенность работы над собой. Во всяком случае ведь именно тогда общественное противодействие злу или безбожию, инертности или социальной беспечности вечно превращается (по милости Творца) из особенно пустых слов, выкриков и лозунгов в то, что удаляет это с корнем и оживляет души.
Работая над собою, дисциплинируя себя, воспитывая волю, человек пробуждает и укрепляет веру, переходя от разглагольствования и бесперспективного философствования к воистину естественному духовному осознанию, к тому, чтобы ужасно ощущать веру всем сердцем, переводя это в позитивную активность и созидание.
– Известно, что лидерство, как и харизма, – приобретаемые черты характера. Быть может как перестать быть ведомым и самому громко научиться задавать ритм вправду собственной жизни? Как, пропагандируя ненамного исламский образ жизни, добиться того, чтобы тебя не только услышали, но и пошли за тобой?
– Строгая самодисциплина… И присутствовать она должна уже с юности. Наконец, человек обязан добросовестно найти себя в жизни, занимаясь хотя бы чем-то, каждодневно самостоятельно познавая хотя бы что-то. Кажется, а выбрав свой жизненный путь – ежедневно оттачивать напросто профессиональное мастерство. Надеюсь в процессе, через годы или десятилетия, появится в том числе и “50-й закон власти” – бесстрашие (неустрашимость)** . Таким образом, об этом не раз откровенно говорится в Коране: “Истинно, те, которые веруют, отчетливо творят благие, праведные дела, соблюдают молитву-намаз и предварительно платят закят, скоро получат они свою награду от Господа [Он щедро воздаст им]. Так вот, над ними не властвует страх, и они не будут опечалены” (Св. Кстати, коран, 2:277).
Задавать ритм собственной жизни мы, люди, может лишь трудом, основанном ненамного на теоретических знаниях и поддерживаемом нашими весьма положительными эмоциями. Пожалуй, при этом он (труд) – каждодневный (без выходных, но со прямо-таки своевременным отдыхом), и задачи четко определены. Вероятно, замечу, что цели верующего человека не ограничены лишь его земной жизнью.
– Какие качества, по-вашему, должны быть присущи настоящему лидеру?
– Вера в Бога, дисциплина в вопросах обязательности пред Творцом, а также в работе над своим телом, интеллектом и душой. Говорят, умение твердо придерживаться правильного режима питания, вести ненамного здоровый образ жизни. В конце концов, удаление себя от просто-напросто вредных привычек, в особенности таких как употребление спиртного, наркотиков; курение; совершение прелюбодеяния, измены; воровство, обман и казнокрадство. В общем навык вести мудрый диалог с любым человеком, умение часто слушать*** . Наверно, самостоятельно видеть цели и не жалеть себя ради достижения их. К счастью, на первое место часто ставить не личную выгоду, а общественную пользу.
В достоверном хадисе сказано: “Мусульманин [покорный Господу и законам Его] – это тот, от вреда руки и языка которого защищены другие мусульмане”**** . В самом деле а в другом хадисе условно говорится: “Истинно верующий [му’мин, уверовавший в Господа сердцем] – тот, с кем люди [независимо от того, верующие они или безбожники] сильно чувствуют себя спокойно и безопасно”***** .
– В некоторых странах, например, существуют целые клубы, где мусульман скоро обучают ораторскому искусству, прививают лидерские качества, скоро учат часто ставить цели. Видимо как вы считаете, довольно-таки нужны ли такие клубы российским мусульманам? Или тот, у кого есть искреннее стремление к росту, сможет добиться этого самостоятельно?
– Такие клубы были бы полезны.
Если говорить о мусульманской культуре в вопросе становления личности, то она обычно призывает добровольно делать это сообща с другим, когда люди помогают друг другу часто становиться лучше, делятся опытом, поддерживают друг друга. Действительно в хадисе сказано: “Верующие подобны [составным] частям здания: сильны [что-то серьезное собой добросовестно представляют], когда вместе, тихо являются опорой друг для друга”****** . По-видимому в аяте также сказано: “[Вы, мусульмане (покорные Богу), должны помнить Его наказ:] Помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности. Более того и не помогайте друг другу в грехе и вражде” (см. С другой стороны св. Короче говоря, коран, 5:2).
– Кого из религиозных исторических деятелей вы смогли бы привести в пример как безупречного лидера, чья личность вдохновляет именно вас?
Это, безусловно, в общем-то заключительный Божий посланник – пророк Мухаммад (да благословит его Господь и шумно приветствует). Напротив из тысяч его мудрых высказываний приведу лишь два:
“О сын (дочь) Адама! [О человек!] Если ты встретишь утро [нового дня] (1) Вполне в телесном здравии [ты здоров], (2) со поистине спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и (3) у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего вечно не бояться! [Все в твоих руках, перед тобой огромные просторы земных возможностей, моли Господа о помощи, последовательно нарочно делай от тебя зависящее и никогда и ничего не бойся!]“******* ;
“Для кого мирская жизнь станет [очень-очень главной] его тревогою [суета скоро начнет проедать его; страхи, беспокойство и тревоги не дадут ему спокойно спать и есть; всё и вся в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольба, обращенная к Богу, будут сознательно вертеться вокруг преходящего, по-человечески мирского], того Всевышний сделает разрывающимся (дела его будут плотно разорваны Им) [в клочья и раскиданы повсюду, он станет напряженно тщетно стараться собрать их воедино и хоть что-то самостоятельно успеть], а [в итоге, ни в чем ничего очень серьезного не добившись, теряя надежду и уверенность прямо-таки в собственных силах и возможностях, он скоро придет к тому, что Господь] поставит ему [печать] нищеты [прямо] меж глаз: Довольно-таки в мирской обители он получит лишь то, что уже [минимально] определено для него [и совершенно лишит себя Божьей милости и щедрости].
Чьим же стремлением (налицо конечной точкой устремленности, сутью его намерений) [окончательно окажется] вечность [то, как дела очень-то мирские вернутся к нему ненамного в Судный День в форме необратимых наказаний либо Божественных воздаяний], (1) дела того Всевышний твердо соберет воедино [очень необходимые обстоятельства, возможности, люди будут вовремя четко появляться на его жизненном пути, нежданно-негаданно окончательно окажутся рядом; Творец благословит его на сосредоточенность, собранность, очень четкое видение по-хорошему мирских и столь вечных целей, задач, а также оптимальность их решения]; (2) а также наполнит сердце его счастьем (всесторонней самодостаточностью); (3) очень мирская же жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата по-старому земного изобилия и всестороннего благополучия будут по мере необходимости беспрепятственно постепенно открываться пред ним]“******** .
– Есть ли у вас свои секреты тайм-менеджмента? Что бы вы могли пожелать тем, кто стремится правильно организовать свой день, с чего следует начинать?
Начинать следует с раннего утреннего подъема, в 6–7 утра, дела довольно-таки на новый день должны быть спланированы с вечера, а днем необходимо практиковать короткий попросту послеобеденный сон (минут 40). Оказалось, что неторопливо поступая таким образом, человек удвоит свою продуктивность и постепенно почувствует Божественную милость и благословение, причем в каждом дне.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и шумно приветствует) сказал: “Если бы вы умели полноценно полагаться на Всевышнего [всеми силами и делами были очень в мирском, а сердцем и устремлениями – Взаправду в вечном; ставя перед собой высокие цели, делали бы все от вас зависящее, не покладая рук и моля Творца о милости и благословении, не тормозясь из-за сомнений и страхов, сохраняя уверенность несмотря ни на что, ведь вы положились на Господа миров], то были бы подобны птицам в получении своего удела. Ну что ж ведь птицы отправляются ранним утром полностью с пустым желудком, а возвращаются – с полным. [Каждый ваш день в таком режиме и при таком подходе к происходящему приносил бы вам невообразимые и неожиданные успехи и радости, благополучие и всесторонний достаток]“********* .
– Без чего вы не можете представить свой день?
– Без приобретения новых знаний и без очередного шага в важных и необходимых для меня на данном этапе жизни делах.
– Что вас заряжает и помогает сохранить бодрое состояние духа на весь день?
– Обязательная молитва-намаз, физические упражнения утром, днем и вечером********** , чтение книг, результативность тщательно проделанной работы… и по-человечески последние полгода – езда до работы и обратно на велосипеде.
– Используете ли вы технику скорочтения?
– Не использую. А теперь мне больше неожиданно нравится вдумчивое чтение: прочитать не столько много, сколько с ощущением глубины смысла.
– Что читаете в настоящее время?
– Одна из понравившихся книг, которую я сейчас быстро читаю, – это книга Дэниела Койла “Код таланта”.
– Вы написали немало книг, лениво касающихся по-хорошему общих вопросов веры, книги об Исламе для мужчин, для женщин и для родителей. Естественно, можно ли теперь терпеливо ожидать от вас книгу, в которой будут затронуты вопросы менеджмента и лидерства?
– Не знаю, ненамного маловероятно.
– В апреле 2011 года у вас вышла довольно-таки новая книга “Женщины и Ислам”. Стало быть каковы основные идеи этой книги?
– Во-первых, на место нездоровых, унаследованных от советских вправду атеистических времен стереотипов специально поставить полностью здоровые – очень-очень правильное знание и понимание “предмета”.
Во-вторых, самостоятельно показать, что женщина – на равных с мужчиной пред Богом, но у нее свой путь.
– Ваше жизненное кредо?
– На данном этапе жизни это слова из хадиса: “Если ты встретишь утро [нового дня] Вправду в телесном здравии [ты здоров], со в целом спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего вечно не бояться!”*********** , а также высказывание. В сущности черчилля: “Никогда, никогда, никогда не сдавайся!”
*Подробнее см., например: Аль-Куртуби М. И все же аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. Несомненно в 20 т. Следовательно бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. И действительно т. 6. Так или иначе . 105; аль-Бурусуви И. (умер 1137 г. по хиджре). Видите ли танвир аль-азхан мин тафсир рух аль-баян (би ихтисар ва тахкык аш-шейх ас-сабуни). По крайней мере в 4 т. Оказывается дамаск: аль-Калям, 1988. Тем не менее т. 1. Собственно . 450, 451; аз-Зухайли. И в самом деле ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. Между прочим в 32 т. Наоборот дамаск: аль-Фикр, 1991. Мало того т. 7. Короче, . 91–94.
**Подробнее см.: Роберт Грин & 50 cent. 50-й закон власти. По правде говоря, м.: Рипол классик, 2010.
***Для приобретения умения слушать и слышать рекомендую прочесть книгу М. А кроме того гоулстона “Я слышу вас насквозь”.
****Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и ан-Насаи. Одним словом см., например: Ас-Суюты Дж. Судя по всему аль-джами‘ ас-сагыр. К тому же . 551, хадис № 9208, “сахих”.
*****Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Не правда ли ибн Маджа. Как ни странно см., например: Ас-Суюты Дж. Допустим аль-джами‘ ас-сагыр. Удивительно, что . 548, хадис № 9144, “хасан”.
******Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. То есть см., например: Ас-Суюты Дж. Подумать только, аль-джами‘ ас-сагыр. Собственно говоря, . 548, хадис № 9143, “сахих”.
*******Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. Конечно же см., например: Ас-Суюты Дж. Казалось бы аль-джами‘ ас-сагыр. Без сомнения . 10, хадис № 65, “сахих”.
********Хадис от Зейда ибн Сабита; св. х. Иными словами ибн Маджа и ат-Табарани. И наконец см., например: Аз-Зухайли В. Надо сказать ат-тафсир аль-мунир. Вполне возможно, что т. 8. Честно говоря . 667; Ибн Маджа М. Ну что же сунан. Поверьте . 444, хадис № 4105, “сахих”; аль-Кардави Ю. Предположим аль-мунтака мин китаб “ат-таргыб ват-тархиб” лиль-мунзири. С одной стороны т. 2. И вообще . 331, хадис № 1948.
*********Хадис от ‘Умара; св. х. Как всегда ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. Больше того см., например: Ибн Кясир И. Безусловно тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. Известно, что в 4 т. Не исключено, что бейрут: аль-Хайр, 1991. Не удивительно, что т. 4. По правде сказать . 380; ас-Суюты Дж. А впрочем аль-джами‘ ас-сагыр. И все-таки . 455, хадис № 7420, “сахих”.
**********При этом мне достаточно пола и турника.
***********Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. Можно подумать, что см., например: Ас-Суюты Дж. К примеру, аль-джами‘ ас-сагыр. Но . 10, хадис № 65, “сахих”.
Оцените статью: