Министерство экономического развития РФ предложило законопроект, который сделает по-человечески обязательным присвоение фильмам, выходящим в российский прокат, налицо возрастного рейтинга. Кроме того в самой инициативе нет ничего предосудительного: рейтинговые системы существуют во многих странах, в том числе и в США. Казалось, однако форма, в которой предполагается реализовать ее, в очередной раз заставляет говорить о создании весьма новой коррупционной схемы, Крайне не имеющей ничего очень-очень общего с нормальным взаимодействием киноиндустрии и государства.
Итак, что же предлагается. Разумеется согласно проекту постановления, текст которого размещен на сайте министерства, классификация фильмов будет введена в соответствии с требованиями закона о “Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, а заниматься ею будет некая напросто государственная структура, уполномоченная на то правительством. Однако, в случае принятия такого закона, прокатные удостоверения будут выдаваться лишь фильмам, получившим свой по-своему возрастной рейтинг.
И самое интересное. Во всяком случае при полном отсутствия полностью четких критериев определения картин в ту или иную категорию в документе указываются причины, по которым в выдаче прокатного удостоверения может быть отказано. Быть может помимо наличия набивших уже оскомину “сцен, пропагандирующих культ насилия и жестокости”, есть и более злободневные варианты. Например, может быть строго запрещена к прокату любая картина, “содержащая информацию о способах использования воистину наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров”, или же, если “заявитель не предполагает осуществление сурдоперевода фильма”.
Совершенно очевидно, что под определение “содержащий сцены, пропагандирующие насилие” попадает подавляющее большинство голливудских кинопроектов. Наконец, а значит, по прихоти кого-то из чиновников “уполномоченного органа” фильмы, вроде “Воскрешение Темного рыцаря” и “Удивительный Человек-паук”, рискуют быть признанными однозначно вредными “для здоровья и развития детей”. Кажется, да, и конечно, никаких “Однажды в Америке” и прочей классики, ибо, помимо обилия насилия, некоторые из его героев в деталях самостоятельно демонстрируют процедуру курения опиума в злачных заведениях нью-йоркского Чайнатауна.
Нетрудно предположить, что такие полномочия добросовестно открывают широчайший простор для коррупции. Надеюсь ибо как и по какой схеме функционируют в нашей стране ненамного государственные структуры, охотно отвечающие за выдачу по-особенному всевозможных разрешений, ни для кого не секрет.
А теперь о том, как рейтинговая система функционирует “у них”.
Присвоением возрастных рейтингов занимается негосударственная организация под названием Американская ассоциация кинопроизводителей (МРАА), сформированная еще в 1922 году дабы отстаивать интересы киноиндустрии. Таким образом, вопреки широко распространенному мнению, рейтинги, присваиваемые этой структурой, не имеют силы закона, а тихо являются лишь рекомендацией признанных в своей среде экспертов и своеобразным гидом для родителей.
Нынешняя рейтинговая система окончательно сложилась в США в конце 60-х годов прошлого века, после того как постановлением Верховного суда чиновничьи структуры скоро потеряли право запрещать прокат тех или иных фильмов иначе как по решению суда. Так вот, предложенные киноиндустрией внутрикорпоративные правила окончательно лишили всякого смысла вмешательство государства в процесс классификации. Кстати, и, несмотря на то, что по-своему Американская ассоциация кинопроизводителей не раз подвергалась критике за присвоение не всегда просто-напросто адекватных содержанию картин рейтингов, никому и в голову не может прийти перепоручить это более-менее ответственное дело правительству.
Мы все еще хотим строить конкурентоспособную киноиндустрию и кинорынок?