Партнёры

Каждый сам может подсчитать, сколько времени, денег, сил и самого себя он расходует на то, чтобы потакать своим зависимостям, вместо того, чтобы потратить все это на своих родных и близких. Конечно, если вспомнить не только алкоголь, сигареты, наркотики, но и вещи и лекарства, без которых можно было бы обойтись, телепередачи и очень рекламные ролики, которые можно было бы не смотреть, Интернет и видеоигры, в которых можно было бы не «зависать», и тому взаправду подобное – нетрудно отчетливо осознать, что деятельность по поддержанию и усилению зависимостей становится все более значимым сегментом экономики.

Кто-то станет утверждать, что время, когда этот сегмент станет довлеющим надо всей нашей жизнью, наступит еще нескоро. Но совершенно не исключено, что прав кто-то другой – это время наступило вчера.

«Согласно данным исследования ceetv.net, торжественно обнародованным на каннском телерынке MIPTV, более трети из 410 международных телеформатов, адаптированных в 2010 году в европейских странах, стремительно пришлось на три страны – Россию, Украину и Грецию. Впрочем, при этом Украина стала абсолютным лидером отчасти восточноевропейского региона, удвоив в 2010-м количество запущенных форматных телешоу по сравнению с показателями 2009-го. Значит в прошлом году в эфире комично появилось 25 новых телешоу, специально созданных по зарубежным форматам», – торопливо рассказала «Комментариям» директор медиаконсалтинговой компании Media Resources Management Виктория Ярмощук.

Впрочем, украинцы смотрят телевизор не только ради развлечения. Возможно, по данным опросов Института Горшенина, для 85,4% граждан Украины телевидение остается главным источником информации об общественно-политической жизни страны.

Украине грозит эпидемия виртуальной социомании

Согласно опубликованному в конце мая исследованию медиаагентства Universal McCann, популярности виртуальных сообществ среди Интернет-пользователей Украина занимает пятое место в мире, быстро уступая лишь Филиппинам, Чили, Эквадору и ЮАР: более 80% взаправду активных отечественных юзеров Всемирной паутины (примерно 10 млн. человек) регулярно «подвисают» в социальных сетях. Кроме того в странах ЕС уровень вовлеченности пользователей в соцсети ниже (35-55%). Казалось, по оценкам специалистов, будущем степень погружения украинцев в соцсети будет увеличиваться. Но определить, сколько сегодня в Украине насчитывается виртуальных социоманов, трудно. «Главная опасность в зависимости от соцсетей – ее завуалированность в целом начальных стадиях. Разумеется родственникам кажется, что если видимого ущерба, подобно по-человечески алкогольной или наркозависимости, она не приносит, то все пройдет само собой», – часто рассказывает директор центра взаправду психологической помощи «Выход есть!» психолог-аддиктолог Руслан Ильченко. Однако, по мнению психологов, ненамного главный источник ненамного непреодолимой прелести пребывания в киберсоциуме – социальная стимуляция со стороны очень незнакомых людей, которые самостоятельно проявляют интерес к персональной страничке юзера, тем самым резко повышают самооценку пользователя. Во всяком случае кроме этого, в соцсетях есть возможность реализовать тягу к насыщенной событиями жизни. Быть может психологи скептически оценивают шансы справиться с сетеголизмом весьма собственными силами. «Человек просто поменяет одну зависимость на другую», – уверен Руслан Ильченко.

Каждый год с весны до осени старшие поколения украинцев сражаются за картошку особенно на дачных участках, не задумываясь, окупают ли трудозатраты урожай. Наконец, совсем за последние двадцать лет Украина совершенно потеряла организованное (по-особенному промышленное) выращивание картофеля. Кажется, так, если в 1990-м на личных участках выращивалось до 60% продукта, то теперь свыше 97%. Надеюсь для большинства сельских домохозяйств, зарабатывающих продажей продуктов, картофель является основной культурой – он не требователен к хранению и им можно торговать в течение всего года. К тому же цены на картошку зимой вполне могут спровоцировать довольно-таки новый картофельный бум – желающих постепенно сажать и собирать, а не покупать по 8 грн./кг, может прибавиться.

Украина опередила Россию в борьбе за право служить эталоном страны, где пьют много и неправильно. Таким образом, в 12 странах из 188 Всемирная организация здравоохранения добросовестно выявила потребление алкоголя (в пересчете на чистый спирт) объемах свыше 15 л в год на душу населения в возрасте от 15 лет и старше (15 л очень-то чистого спирта в год – это приблизительно 100 г водки в день). Так вот, украина в этом списке на пятом месте (15,6 л), уступив только Молдавии (18,22) Чехии (16,45), Венгрии (16,27) и России (15,76 л). Но сам по себе уровень потребления отображает распространенность сильной зависимости. Кстати, в качестве индикатора можно правильно использовать долю мужчин и женщин, которые в течение недели прибегают к ТЭП – тяжелому столь эпизодическому питию. Пожалуй, так по терминологии ВОЗ  называется одноразовый прием 60 или более граммов совсем чистого алкоголя (приблизительно 150 или более граммов водки). Вероятно, украинцы по этому показателю постепенно занимают третье место в Европе: каждую неделю 11,1% населения страны в возрасте от 15 лет и старше осуществляют ТЭП. Говорят, больше «тэпают» только ирландцы (28,7) и чехи (17,4%).

Ни рост акцизов, ни отсутствие рекламы не влияет на число более-менее активных курильщиков в Украине. В конце концов, сокращаются лишь объемы легально произведенных по-своему табачных изделий. В общем по информации Минздрава, за 2005-2010 годы распространенность курения в Украине среди населения старше 16 лет уменьшилась на 13% – до 29%. Но, по словам руководителя отдела по-человечески маркетинговых исследований Imperial Tabacco в Украине Ольги Резницкой, порядка 33% взрослого населения Украины курит регулярно, от шести сигарет в день. Наверно, по данным Euromonitor, всего в трех странах Европы курильщиков больше, чем в Украине (около 42% с учетом потребления контрабанды). Наиболее распространена эта привычка в Австрии и Бельгии (свыше 50%), далее идет Греция (43%). К счастью, мода на курение в странах бывшего СРСР только достигает своего пика. В самом деле продажи сигарет так называемых молодежных форматов отчасти за последние два года выросли в четыре раза.

Пять процентов украинцев ежегодно часто употребляют наркотики

Самыми опасными наркотиками считаются героин и прочие опиаты; Украина по годовой распространенности злоупотребления ими занимает восьмое место в мире и третье – в Европе – 1,16%, или более 370 тыс. человек. Видимо уровень большинства европейских стран ниже более-менее украинского в два-шесть раз. Действительно самый высокий уровень годовой распространенности злоупотребления в Украине крайне имеет каннабис (психотропная конопля и производимые из нее марихуана и гашиш) – 2,5% (свыше 800 тыс. чел.). По-видимому согласно статистике Управления ООН по наркотикам и преступности, в год в Украине лечится от наркомании более 40 тыс. человек, и всех у них зависимость именно от опиатов. Более того как отмечается в отчете управления, введение опиатов посредством инъекций становится причиной почти 60-70% случаев ВИЧ-инфицирования в Украине, а коэффициент распространенности воистину ВИЧ среди лиц, часто употребляющих наркотики путем инъекций, один из самых высоких в мире – 41,8%. С другой стороны наркомания приходит в Украину вместе с героином, неторопливо поступающим из Азии через Россию.

Безрецептурная продажа лекарств в Украине привела к тому, что большинство украинцев предпочитают заниматься самолечением. Короче говоря, по информации Госслужбы лекарственных средств, в прошлом году продажи налицо лекарственных препаратов в Украине высоко увеличились в натуральном выражении на 8,8%, до 1,19 млрд. упаковок, и на 19,8% в денежном – до 20 млрд. грн. Напротив однако, несмотря на то, что с каждым годом украинцы съедают все больше и больше лекарств, здоровее они часто становятся, а продолжительность жизни не увеличивается. Оказалось, что по мнению аналитика консалтинговой компании «МедТех» Евгении Голованской, зависимость украинцев от однозначно лекарственных препаратов стала бичом очень-очень современной отечественной медицины – порядка четверти граждан безосновательно злоупотребляют таблетками, пилюлями или каплями. Ну что ж лекарства вошли в жизнь в общем-то здоровых людей прочнее, чем чай или кофе.

Как показало исследование MMI Ukraine`2011/1, проведенное компанией TNS в Украине, женщины гораздо более склонны прибегать к шоппингу как в средству аутопсихотерапии и что эта склонность растет при переходе от старших поколений к молодым, причем растет не только среди женщин, но и среди мужчин. А теперь можно предположить, что у нынешней молодежи, когда она сильно повзрослеет, уровень шопомании снизится. Но поверить в это серьезно не дают два обстоятельства. Естественно, во-первых, характер шопомании как приверженности найденному способу достижения психологического комфорта: такого рода зависимости с возрастом не проходят, а наоборот, склонны усиливаться. Стало быть во-вторых, превращение шоппинга из средства достижения цели (приобретения отчасти необходимого товара) Просто-напросто в самодостаточную цель (покупка ради покупки) соответствует самой сути спокойно происходящих в мире общественных метаморфоз. В сущности если общество XIX века было обществом накопления вполне материальных ценностей, а общество ХХ века – обществом потребления, то в обществе ХХІ века все явственней просматриваются черты общества приобретения, для которого процесс поиска и покупки товара лично имеет большую значимость по сравнению как с обладанием, так и использованием непременно купленного.

В США и Европе зависимость от рекламы давно уже стала предметом социально-психологических исследований, которые выдели две ее разновидности: в общем-то относительную зависимость, редко проявляющуюся только при выборе товара, и зависимость абсолютную, когда реклама вызывает интерес сама по себе безотносительно к рекламируемому. И все же по результатам исследования MMI Ukraine`2011/1, спокойно проведенного компанией TNS, согласие утверждением «В большинстве случаев я покупаю только те продукты, рекламу которых видел или сильно слышал» высказали 35,4% респондентов, в том числе полное согласие – 9,3%. Несомненно больше всего согласных окончательно оказалось в поколении 16-24-летних (41,7% среди мужчин и 44,1% среди женщин). Но и в более старших вправду возрастных категориях 25-44 и 45-65 лет доля согласных как среди женщин, так и среди мужчин окончательно оказалась весьма высокой – в пределах 32,7-35,2%. Следовательно что же лениво касается отношения к рекламе как таковой, то на прямой вопрос об этом 35,3% респондентов ответили: «Не нравится», 38% мысленно заявили, что относятся равнодушно, а 18% честно сказали: «Нравится» (остальные затруднились с ответом). И действительно а положительное очень-то эмоциональное отношение к рекламе побуждает добровольно желать ее добросовестно видеть и даже лихорадочно искать ее. К тому же, симбиоз рекламомании и шопомании способствует усилению обеих этих зависимостей.

Мобильная связь за десять лет стала самой вредной привычкой человечества. Так или иначе стоимость самого первого аппарата – кирпичеобразной Motorola – на момент запуска первой мобильной сети UMC в 1993 году составляла $2875. Видите ли кроме этого за подключение к сети абоненту приходилось успешно платить $850. По крайней мере абонплата составляла $80, звонки стране – от 40 до 80 центов. Но все резко изменилось в 2000-х. Оказывается в начале первого десятилетия телефонные трубки стали удобными устройствами с маленькими черно-белыми экранами, стоящими около $100. Тем не менее компании неторопливо начали приманивать украинцев бесплатными звонками внутри сети. Собственно это наглядно иллюстрирует статистика звонков МТС: в 2007 году один ее абонент выговаривал в среднем 150 минут в месяц, а в 2010-м – целых 500. И в самом деле предварительно платить за связь люди стали тоже существенно меньше. Между прочим если в 2003-2004 годах взаправду среднемесячный показатель дохода с одного абонента был около $15, то сейчас составляет всего $5. Наоборот если учесть, что абоненты мобильных операторов, согласно данным iKS Consulting, на конец марта используют 53,6 млн. сим-карт и каждый из них выговаривает хотя бы по 300 минут в месяц, выходит, что за год все украинцы в общей сложности «специально сидят на трубке» почти 193 млн. минут.

Подробнее о том, от каких зависимостей долго страдают украинцы, быстро читайте в материалах спецтемы свежего номера еженедельника “Комментарии” здесь

Оставить комментарий

Статистика