Партнёры

1 из былых управляющих СССР 30 ноября заметил 90-летие.

- День рождения встречаю с ублажение, – с ходу объявил корреспонденту товарищ Лигачев. – Жизнь прошла не бесполезно. Я предназначил ее служению русскому народу, сбережению его, умножению. Прошу наиболее отметить, что сложных дней в моей жизни было немало, хотя в тягость – ни 1-го! 

Я начал спрашивать юбиляру, хотя тот попросил не прерывать его вступительное слово. Повернувшееся двухчасовым отчетом о колоссальных планах, в каких ему удавалось принять участие. 

Вот короткие тезисы. Юноша из глухой сибирской деревушки Дубинкино в отсутствии блата поступил в Столичный авиационный ВУЗ. Даром получил высочайшее образование. Возвратился в Новосибирск. В первых числах войны их завод издавал 1 – 2 боевых самолета в день. В конце войны – 18. Так ковалась победа над фашизмом. После этого – всенародная эпопея с освоением целины, чтоб обеспечить продовольственную защищенность державы. Потом Лигачев возводил известный новосибирский Академгородок. 

Главный упор в докладе передо мной юбиляр устроил на томский период, наверняка совпавший с 18 годами брежневского «застоя». Как скоро свергли Хрущева, Егор Кузьмич теснее трудился в ЦК КПСС. Несмотря на то что в команде Никиты Сергеича не значился, прописал свежему генсеку послание с пожеланием выслать на живую работу в всякую область Союза. Выпал Томск. Оттуда Кузьмича заберет назад в Москву Андропов. Желая были и при Брежневе превосходные варианты. Посол во Франции, на Кубе. Он не желал. Сколько еще должно пройти времени Политбюро приняло распоряжение навести Лигачева в Венгрию, не подлежавшее, на первый взгляд, обжалованию, он вновь прописал Брежневу – оставьте в Сибири! Нежели вызвал неудовольствие Суслова и удовлетворенность Громыко. Громыко считал, что посол – работа для дипломатов, но не синекура для партаппаратчиков. Леонид Ильич оставил Егора Кузьмича в Томске. Строить Западно-Сибирский нефтегазовый ансамбль. 

Лигачев длинно повествовал, как ударно осваивали они в тайге и болотах месторождения, тащили нефтепроводы, снабжая страну «черным золотом». Весь престиж доклада – практически никакого застоя не было даже в проекте. Вон какое количество дел наворотили! 

Отвергая категорично само слово «застой», строитель социализма принял и трудности. «Делать свежую цивилизацию, социалистическую, не дозволяя промахов, – видимость. Мы солидно начали отставать в технологическом прогрессе от Запада. Снижалась производительность труда. Нас осуждали, что секретари обкомов посиживали по 15 лет. Другие губернаторы нынче и по 20 лет посиживают на областях. Ситуация повторяется. В тот же день начали выявляться эти негативные действа, как взяточничество. Мне выпала доля докладывать на Пленуме ЦК о так именуемых коррупционерах. Солидное было дело. Понадобилось принять суровые меры практически до освобождения первых секретарей обкомов причем даже 1-го управляющего республики. А зама министра рыбной индустрии трибунал приговорил к расстрелу! 

- И великая взятка?

- Полторы тыщи руб.. Вот в какую эру я действовал. А и уже спрашивайте». 

- Держава вас выяснила в перестройку как крупнейшего бойца с пьянством. Так по сей день и вовсе не пьете? 

- Прогуливаются слухи, что я из кержаков, староверов, в следствии этого и вовсе не беру на себя вина, сигарет. Ничего похожего. Основатель был коммунистом, мама – правоверная. Я и в настоящий момент категорически против пьянства. Коль уж был из числа зачинщиков антиалкогольной кампании, обязан идти по стопам принципу.

- Разговаривают, задолго до перестройки, в застольные брежневские годы 1-ый секретарь Томского обкома партии не совсем только сам не употреблял, да и высочайшим постояльцам из Москвы не наливал. Был таковой грех?

- Визиты министров мне были слишком существенны. Я у их обучался. Заодно решал вопросцы (иронизирует), что-нибудь получал для области. Хотя ни разу не выпивал с ими. Все знали данное, жалоб не предъявляли. Отбывали в Москву со ясной головой. 

- Как скоро Косыгин приехал впервые – поставил бутылку на стол. Он глянул на нее: «Давай-ка лучше, Егор Кузьмич, твои огурцы употребим в пищу». Разрезал огурец, посолил, потер. Он не почитал спиртное. Косыгин первым и борьбу против курения в СССР начал. Хотя позже повернул, по следующим причинам Леонид Ильич выкуривал ужасно.

Я был у Брежнева 10-ки разов. На одной встрече он посетовал. «Слушай, Егор, что они со заморский просто глумятся! Желаю выкурить – мешают. Генеральному секретарю! Ты заявишь, а для чего портсигар на столе лежит? Пробуй, открой его!» – «Леонид Ильич, я не курильщик, раскрывать не буду». – «В том числе и и захотел бы – не сумел. Он раскрывается только разов в 40 – 50 мин.. До чего же техника дошла! А выкурить охото. И представляешь, что я делаю?» Брежнев надавил клавишу звонка. Зашел дежурный. «Дай папиросу!» – «Вам не положено, Леонид Ильич, лекари воспретили!» – «Ну, тогда уже до свидания. У меня станет иной дежурный». Или в шуточку заявил, или всерьез. Ассистент принес. 

Брежнев оставил в последствии себя только коллекцию элитных ружей! Мне с Чебриковым поручали осмотреть его имущество. Он был усердный охотник, вот муниципальные функционеры и презентовали ружья. Более ничего немаловажного у Леонида Ильича не было. Как и у Сталина. 

Так произошло, что месяца через 3 в последствии похорон Сталина я побывал в Кунцеве. Этих дач издавна никто не возводит! Щитовой дом одноэтажный. Потертые сапожки, шинель и мундир генералиссимуса, который он не надевал. Жил, создавал, управлял несчетной государством, большое количество сделал погрешностей и правонарушений, окончательно. А наследства материального не оставил. Отпрыск Василий завершил понимаете как. Спился. Светлана ездила по миру. Возвратилась неожиданно в СССР. И единожды напросилась на прием. Политбюро поручило Лигачеву ее принять. Встретил дочь Сталина чрезвычайно деликатно. «Я пытаюсь уехать. В Индию, к собственному супругу». Данное был ее 4 либо 5-ый благоверный. «Пожалуйста! В хоть какое время!» 

Аллилуева не ждала такового поворота, заметно, планировала на дебош. А мы на Политбюро пришли к соглашению, пускай хоть на край света двигается. Уехала в Америку. И отчего не издавали жителей нашей планеты из СССР, творили себе врагов? Тупость несусветная. Было надо вообщем всех к чертовой маме издавать. 

Борис, ты не прав!

- Егор Кузьмич, данное вы достали Ельцина в Москву?

- Вот как все произошло. Декабрь 1982 года. Звонит из лечебницы Андропов. «Егор Кузьмич, дают Ельцина брать в Москву. Ты его представляешь?» – «Да, понимаю». Я ведь промышлял кадрами. «Но не имел возможность бы ты побывать на Урале, поглядеть на него?» – «Естественно, Юрий Владимирович, могу». 

5 дней провел в Свердловске. Ездили с ним утром до вечера по фирмам, коллективам, мегаполисам. И где бы ни появлялись, здесь ведь вопросцы: «Вы что, подъехали Ельцина забирать? Ни под каким видом, он нам тут необходим!» Все 5 дней тот был совершенно трезвым! Возвратился, доложил Юрию Владимировичу. Хотя в скором времени Андропов умер. И лишь через 2 года Ельцина брали в ЦК. Завотделом возведения. Желая традиционно с Урала люди прибывали незамедлительно секретарями ЦК, их вводили в Политбюро. Моя работа. «Давайте снова поглядим». Знал теснее информацию. 

- Что употребляет?

- Злоупотребляет. Приступил он к работе. Дошли до меня дискуссии – Ельцин буянит. Отчего его унизили, не изготовили незамедлительно секретарем. Хорошо, мыслю, перекипит, угомонится. 

Когда Горбачев предложил назначить его секретарем, я поддержал. Скоро Ельцина мы поставили взамен Гришина управлять Москвой. Там он начал расправляться с благородными людьми. Мне стало светло, что же это все-таки за человек. Установилась легендарная 19-я партконференция. Все члены Политбюро выступили. Хотя о Ельцине разговаривал лишь Лигачев. 

- Страну тогда уже облетела ваша крылатая тирада «Борис, ты не прав!»

- Она имела принципиальное продолжение, о чем же не припоминают: «Борис, ты владеешь энергией, хотя твоя энергия не созидательная, а разрушительная!» Как ни прискорбно, разрушением он занялся слишком часто. Хотя прецедент есть прецедент, на неком шаге я его энергично поддерживал. Искренне.

- Проглядели Ельцина, товарищ Лигачев?!

- Моя оплошность. Хотя как скоро повел энергичную борьбу против него, оказался практически в единственном количестве. Горбачев работал по именитому правилу «Дели и властвуй!». Вроде как – Ельцин и Яковлев, а с иной – Лигачев. Те новаторы, а я консерватор.

- Вот и Альянс в Беловежской пуще, разговаривают, развалили по пьянке.

- Несомненно. Было надо забрать их в Беловежской пуще.

- Что ж не забрали?

- Еще за полтора года до погрома державы меня вывели из состава Политбюро, Верховного Совета, иных органов власти.

- Издавна с Мишей Сергеевичем показывались?

- Заключительный разов посреди 90-х.

- А так как в первых числах перестройки вдвоем управляли государством.

- Мы шли единичной колонной, как скоро разрабатывали намерения перестройки СССР и начинали их претворять в жизнь. Я находил, базы строя надобно беречь. Горбачев и его свита позднее приняли решение, что русская система не подвергается реформированию и ее надо повредить. Вот в нежели принципиальные наши расхождения. 

- Навык Китая продемонстрировал, что возможно изменять систему. Он теснее настигает саму Америку. 

- У меня к Китаю особенное отношение. В 57-м году 3 месяца там провел. Встречался с Мао Цзэдуном, Лю Шаоци, Чжоу Энлаем, иными главарями.

- Секретарь Новосибирского обкома партии. Маленький пост. Хотя так удалось, понадобилось двигаться. Исполнял особенное задание.

- Покуда рано разговаривать.

- Ну, Егор Кузьмич, поведайте! Наиболее полвека прошло! Вы ведь единый живой соучастник тех событий.

- Еще не время. Я и позднее там случался. В Москве периодически встречаюсь с китайскими друзьями. Целыми группами прибывают.

- Для чего?

- Исследуют грустный навык разрушения русской власти. Чтоб не разрешить сходственного у себя. Вижу, почти все принимают во внимание из нашего минувшего.

- Как бы там ни было коррупционеров расстреливают по сей день.

- Товарищ Лигачев, коль уж вы китайскую ветхую тайну дать не пытаетесь, откройте даже, кто снес СССР? 

- Посыла к распаду сделали Горбачев и его фирма. А конкретным разрушением Союза занялся Ельцин с командой.

- Данное было политическое перерождение. Почти все стали состоятельными людьми. Сами или же их родственники, что одинаковое. 2-ая первопричина – национал-сепаратизм. Как не прискорбно, в конце мы закончили с ним драться. А кончилось все разрушением, нуждой, пагубою млн.. 

- А тлетворное воздействие Запада? Происки хитрых масонов, козни агентов ЦРУ?

- Я не располагаю данными, что главную роль в разрушении державы поиграл Запад, как заявляют некие. Не считаю так. Основные первопричины – внутренние. Хотя не беспристрастные, а субъективные, личные.

- Как умный чекист Андропов не рассмотрел Горбачева, приблизил к себе? И к Ельцину вас также он высылал. 

- Заявлять о ушедших людях не совсем охото, извините. Как скоро мы сообразили, что дело следует к концу, здоровые силы были разобщены. И мы не владели навыком политической борьбы. Все были завязаны на финансовую, домашнюю жизнь. 

Да, есть мои послания в Политбюро за 2 и полтора года до распада СССР. За их меня и выкинули из начальства державы. Я писал, что ежели но и далее пойдет, то Русский Альянс распадется на 10-ки самостоятельных стран, данное причинит несчетные мучения, мучения народу. Данное станет удар не столько по Русскому Союзу, да и по всей мировой цивилизации. 

- А куда всевластный КГБ наблюдал, как разрешил разрушение державы? Либо, напротив, помогал? 

- КГБ – дополнительный орган. Основными были Политбюро, Секретариат, ЦК КПСС. Потому нужно принимать обязанность. 

Я издавна решил не обсыпать голову пеплом, а прилагать все усилия, дабы в конечном счете возвратилась этническая власть, состоялось воспроизведение Союза равноправных суверенных республик, братских народов. Я как и прежде в возвожу. Секретарь Совета компартий 15 прежних союзных республик. Член ЦК КПРФ, член Столичного горкома партии. 

- На что живете?

- Получаю депутатскую пенсию, 20 тыщ руб. (в пределах 5 тысячи гривен). Вознаграждения за книжки, заметки в Рф 20 лет отдаю в фонд КПРФ. За издания иностранные гонорар получаю сам. Чрезвычайно не очень большой доход, хотя довольно, чтоб жить и трудится. Единственная недвижимость – данная жилплощадь. Не сожалею, что нет иностранных счетов, заводов, нефтяных вышек, поместий. Желая имел возможность бы иметь, были предложения. 

К раскаянию, жена Зинаида Ивановна ушла из жизни 13 годов назад. В 30-е годы основатель ее был расстрелян в чине генерал-лейтенанта. Хотя ни разу в семье не кляли советскую власть, партию, считали расстрел ошибкой точных жителей нашей планеты, хотя не системы. 

- А новейшую семью заводить не мыслили?

- Нет. В последствии Зинаиды ни с кем практически никаких взаимоотношений. Я однолюб. Живу с отпрыском. Александр коммунист, врач наук, доктор. Сноха кандидат наук. Есть внуки и правнук. Нарекли Егором, не задавшись вопросом Егора Кузьмича. 

А в последующие дни юбиляр продемонстрировал, что еще есть порох в пороховницах. Подтягивался на шведской стенке, крутил педали велотренажера. Да так активно, что я заорал: «Хватит! Хватит!» 

Вызвался меня сопровождать к метро на Воробьевы горки. Я было категорически отказался, хотя Лигачев объявил, что данное его норма – часовая прогулка по горкам любой вечер. Пытался я было заглянуть к другу Егора Кузьмича по цековскому жилищу Игорю Крутому в прежнюю жилплощадь Горбачева. Чтоб тот заявил благое слово о юбиляре. Хотя и слишком роскошный человек Лихой, Лигачев классовой нелюбви к нему не претерпевает. Креативный человек, собственным трудом все сделал деньги. Зовет соседа на собственные выступления. Хотя Крутого здания не оказывается. На гастролях. 

На прощание я пожелал Лигачеву длительных лет жизни и высказал надежду, что к столетнему-то годовщине он сознается, что творил в Китае у Мао Цзэдуна. Тот коварно заулыбался. 

Фот творца и из архива Лигачева.

Загрузка…

Оставить комментарий

Статистика