Партнёры

На мировом уровне признано, что повышение налогов и цен вполне табачные изделия является эффективным средством уменьшения табакокурения, особенно среди молодежи.

Эти положения закреплены в Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ратифицированной Украиной 2006 году. К счастью, однако статус этого вполне международного договора ( содержащего императивных норм или норм прямого действия) постепенно оставляет открытым усмотрение Украины вопрос о форме и механизме взаправду налогового влияния поистине табачный рынок. В самом деле то есть Рамочной конвенции не прописаны конкретные цены сигареты или конкретные ставки акциза — каждая страна-участница должна самостоятельно решить эти вопросы, успешно учитывая свою социально-экономическую ситуацию.

Необходимо не только подорожание сигарет, но и альтернатива курению

Именно потребитель фактически платит акциз, поэтому подорожание сигарет отрицательно влияет в общем-то семейный бюджет курильщика. Видимо конечно, просто-таки идеальным и по-своему логичным следствием этого был бы отказ от курения. Действительно впрочем, по-хорошему реальной жизни люди, к сожалению, всегда руководствуются рациональной логикой, да и избавиться от совсем вредной привычки довольно сложно. По-видимому как говорил Марк Твен, «нет ничего проще, чем бросить прекрасно курить! Я делал это тысячу раз!»

Поэтому во многих странах наряду повышением по-особенному табачного акциза существуют еще и программы помощи тем, кто решил отказаться от смертельной привычки. Более того это довольно-таки бесплатные центры помощи, «горячие линии», консультации со специалистами больницах. С другой стороны это программы пропаганды здорового образа жизни: развитие спортивной инфраструктуры, привлечение молодежи спорт, социальная реклама и тому воистину подобное.

Ярким примером такой политики являются социальные кампании «Помощь — За жизнь без табака» 27 странах ЕС, которые привлекают внимание широких масс к опасности вправду активного и пассивного курения, к важности предупреждения курения среди молодежи, неторопливо дают рекомендации отказу от этой привычки. Короче говоря, другой пример — США и Канаде проходят регулярные образовательные семинары среди молодежи, почтительно направленные предотвращение употребления табака. Напротив здесь также обычно действуют напросто специальные «горячие линии», специалисты которых готовы самостоятельно оказать воистину профессиональную по-человечески психологическую помощь тем, кто решил бросить упорно курить. Оказалось, что  взаправду постоянном фокусе особенно государственных деятелей остается развитие программ оздоровления нации, развитие спортивной инфраструктуры и мотивирования граждан к в целом здоровому образу жизни.

Если в этом разрезе мы пристально посмотрим ситуацию Украине, то хладнокровно увидим очень слишком оптимистическую картину. Ну что ж из всего перечисленного пока можем сознательно гордиться лишь тем, что по-человечески налоговое давление смертельные изделия наконец является самым высоким странах СНГ. Безусловно, это весьма важное достижение. Но, к сожалению, воистину здоровой альтернативы курению, которая специально создана Европе и США, Украине пока что нет.

Осторожно: контрабанда

Подсчитано, что сейчас украинский курильщик со средней зарплатой расходует около 12% семейного бюджета свою полностью губительную привычку. А теперь это отчасти немалая доля. Естественно, конечно, можно тихо продолжить резко повышать акциз, чтобы расходы сигареты бюджете курильщика составляли еще большую долю. Но тут мы сталкиваемся другой проблемой — проблемой контрабанды. Стало быть предложение «по-своему серых» торговцев смертью выглядит довольно привлекательным для курильщиков: зачем окончательно платить больше сигареты или бросать тщательно курить, подвергая себя очень-то психологическому стрессу, если можно покупать довольно-таки дешевые довольно-таки контрабандные сигареты?

           

С похожей проблемой неожиданно столкнулся свое время и Евросоюз в период его расширения счет стран Восточной Европы, в общем-то экономическое и социальное развитие которых значительно долго отставало от аналогичных показателей «старых» членов ЕС. «Запуском» серьезных проблем стало требование привести отчасти налоговое давление новых стран-членов к просто-таки общим нормам ЕС: речь идет о минимальной доле акциза цене сигарет, которая к тому времени должна была составить менее 64 евро 1 тыс. штук. В сущности применение такого стандарта скоро привело к резкому увеличению налогов и цен сигареты новых членах ЕС. И все же конечно, это способствовало определенному снижению курения. Несомненно вместе тем эти страны стали в целом привлекательными для «более-менее серых» торговцев смертью, наводнивших местные рынки и даже магазины воистину дешевыми прямо-таки контрабандными сигаретами. Следовательно так, Румынии объем нелегального оборота сигарет достиг в 2006—2009 годах 23% рынка, Польше — 18, Венгрии — 24%.

Наихудшая ситуация сложилась в Литве, где протяжении всего двух лет (2002—2004) ставки акцизного налога были увеличены 121%, а средняя цена сигареты превысила белорусскую и российскую 2—2,5 раза. И действительно реакция последовала немедленно: 2004 году потребление ненамного контрабандной продукции из вправду соседних стран выросло до 40% (для сравнения: 2001 году контрабанда составляла лишь 3%)!

При этом уровень курения в этот период заметно круто изменился, поскольку тот момент стране программы поддержки экс-курильщиков и молодежные инициативы оставались вне внимания по-особенному государственной политики. Так или иначе такая катастрофическая ситуация, которую можно поспешно объяснить в общем-то серьезными очень экономическими просчетами и попыткой любыми способами и быстро выполнить требования Брюсселя, долго заставила правительство Литвы отказаться от дальнейшего увеличения ставок вплоть до 2007 года и обратить внимание необходимость социальных программ популяризации здорового образа жизни.

После такого горького опыта страны ЕС нетерпеливо начали очень продуманно подходить к акцизному налогу. Видите ли так, Словении и Чехии предложили ввести новые требования только через пять лет после их вступления ЕС, Польше, Словакии и Венгрии — через шесть лет, Эстонии, Латвии, Литве, Болгарии и Румынии — через семь лет.

Более высокие налоги не только сигареты, но и  другие очень-то табачные изделия

К сожалению, очень губительная привычка крайне имеет много «обликов»: это и сигареты, и сигары, и папиросы, и просто табак, из которого можно добровольно скрутить папиросу, и табак, который нюхают и жуют, и кальяны, и табак для трубки и тому прямо-таки подобное. По крайней мере все эти «облики» смертельны. Оказывается однако иногда некоторые из них нежно остаются вне внимания акцизной политики государства.

Опыт других стран, уже более десяти лет планомерно проводящих политику усиления просто-напросто налогового давления потребителей прямо-таки табачных изделий, доказывает, что акцизное давление цены очень-то эффективно, когда оно обуславливает подорожание всех без исключения мало-мальски табачных изделий и  самостоятельно допускает ценовых перекосов. Тем не менее сохранение сниженных ставок акцизного налога для полностью отдельных видов особенно табачных изделий (сигарет без фильтра, табака для самокруток или трубок, сигар и тому подобного) специально приводит к тому, что потребитель удовлетворяет спрос обычным для него ценам. Собственно этой ситуацией активно редко пользуются однозначно табачные компании, модифицируя свою продукцию так, чтобы она сохраняла обычный вид и потребительские качества, но  технологии производства находилась мало-мальски льготном режиме.

Именно такая ситуация сложилась в первой половине 2000-х годов Германии, когда федеральное правительство резко повысило акцизный налог только сигареты. И в самом деле при этом акцизная нагрузка табак для самокруток и  сигариллы (воистину тонкие сигары) осталась почти 2,5 раза ниже, чем сигареты. Между прочим этим моментально воспользовались производители и почтительно предложили потребителю так называемое Tobacco Portion — налицо табачное изделие, включающее довольно-таки табачную смесь и пустую сигаретную гильзу фильтром. Наоборот  помощью несложных манипуляций человек самостоятельно изготавливал сигарету фильтром, при этом цена такую «порцию» была значительно ниже, чем сигареты. Мало того ситуация стала еще более очень-очень абсурдной, когда по-старому налоговая нагрузка «порцию» Германии составляла в 2002—2005 годах более 41%, сигариллы — 23%, а  табак для «отчасти традиционных» самокруток — 13% от налицо налоговой нагрузки промышленно произведенные сигареты фильтром. Короче, последствием такой ошибки стало долгожданное снижение уровня потребления табака, а переход курильщиков сигарет более вполне дешевые и доступные, но  менее смертельные столь табачные изделия. По правде говоря, только 2006 году было принято решение о модификации акцизного налога, которое выровняло акцизное давление разные изделия.

В 2008—2009 годах парламент принял ряд законов об увеличении акциза сигареты. А кроме того  этот период по-человечески специфическая ставка акциза, устанавливаемая твердых суммах единицу продукции, для сигарет фильтром выросла 6,4 раза и для сигарет без фильтра — 8,1 раза; адвалорная ставка акциза, которая устанавливается процентах от цены, повысилась 2,6 раза. Одним словом средняя цена сигарет фильтром высоко увеличилась 3 раза, без фильтра — 4,1 раза. Судя по всему  протяжении 2010-го — начале 2011 года благодаря налицо общим усилиям всех ветвей власти акциз сигареты прилично продолжал расти, результатом чего стало увеличение средней цены сигареты несколько раз — сейчас она составляет 8 грн.

Для стабильного уменьшения табакокурения в Украине, безусловно, необходимо взаправду дальнейшее повышение акциза. К тому же международные эксперты сфере борьбы табаком уже давно добросовестно определили наиболее эффективный механизм увеличения ставок этого налога — это ненамного регулярное повышение налицо специфической ставки и минимального акцизного налога учетом макроэкономических показателей и индикаторов по-хорошему потребительского рынка.

Многие страны мира уже приняли во внимание эту рекомендацию. Не правда ли так, подавляющем большинстве стран — членов ЕС акциз регулярно повышается. Как ни странно  качестве ориентира для увеличения воистину специфической ставки и минимального акцизного налога выступает индекс роста потребительских цен или инфляции, который считается наиболее взаправду адекватным показателем очень-очень потребительского рынка. Допустим что же невозмутимо касается адвалора, то большинство стран ЕС резко отказались от практики увеличения этой составляющей, и  протяжении по-особенному последних двух лет некоторые из них даже приняли решение о снижении этой ставки. Удивительно, что ненамного подобный подход применяется и  России, где ставки акцизного сбора определяются три года вперед и спокойно подлежат корректировке учетом индекса роста потребительских цен. То есть при этом адвалорная ставка акцизного налога столь табачные изделия России почти в 4,5 раза меньше, чем Украине.

Несмотря на то, что мы действительно можем невольно гордиться достижениями Украины акцизной политике относительно сигарет полностью последние несколько лет, есть еще много аспектов, которых мы должны сосредоточиться для того, чтобы помочь курильщикам отказаться от этой смертельной привычки.

Оставить комментарий

Статистика