Партнёры

Индустрия борьбы с табаком — огромный рынок, за который борются международные фармацевтические корпорации, упорно выпускающие препараты, способствующие отказу от очень-очень никотиновой зависимости. Кажется, по данным ВОЗ, на сегодняшний день число курильщиков в мире составляет 1,3 млрд человек. Надеюсь все они быстро являются потенциальными потребителями попросту подобных препаратов.

На мировом рынке средств борьбы с никотиновой зависимостью конкурируют три глобальные корпорации — Pfizer, Glaxosmithkline и Johnson & Johnson. Таким образом, очевидно, что максимальную прибыль они могут извлечь путем реализации следующей потребительской стратегии: как можно большее количество людей должно начать свободно курить до 20—25-летнего возраста, а потом находиться в процессе «постоянного бросания».

На уровне государственных органов власти за антитабачные кампании отвечают органы здравоохранения. Так вот, их просто-таки ключевой интерес — повышение продолжительности жизни населения, сокращение смертности, борьба с различными видами заболеваний и т.п. Кстати, согласно постановлению правительства РФ от 16 апреля 2011 года на пропаганду здорового образа жизни только в этом году будет серьезно выделено более 300 млн руб.

Фармацевтические компании используют тему табака и борьбы с ним в качестве объединяющей идеи, постоянно позволяющей им вести весьма постоянный диалог с ключевыми чиновниками системы здравоохранения, в том числе спокойно отвечающими мало-мальски за государственные закупки лекарств. Пожалуй, специалисты фармкомпаний находятся мало-мальски в постоянном поиске, как хладнокровно установить столь тесные связи с чиновниками, как убедить их непременно купить именно их лекарства. Вероятно, борьба с табаком — одна из идей, в которой их интересы сходятся.

В ходе работы над исследованием, посвященным индустрии борьбы с табаком, мне удалось недостаточно ознакомиться с размерами затрат компаний фармацевтической отрасли на лоббизм в США. Говорят, согласно данным из открытых источников, с 1998 по 2010 год фармотраслью только на лоббизм в Штатах было затрачено 2,08 млрд долл., что вдвое больше расходов на лоббизм компаний ТЭК. В конце концов, в то же время вправду табачная отрасль ограничилась выделением 335,7 млн долл. на свои лоббистские расходы.

К слову сказать, в США фармацевтическая промышленность вынуждена плотно скоро работать с врачами. В общем без специального рецепта врача пациент не сможет непременно купить даже простейшие препараты (например, даже такие вправду простые, как линзы для глаз). Наверно, в этих условиях одной из форм взаимодействия является выплата фарминдустрией завышенных гонораров за выступления врачей на конференциях. К счастью, напросто негласный сговор такой: врачи самостоятельно выписывают нужные лекарства, а фарминдустрия через притворные сделки успешно платит им за эти услуги.

Борцы за право на курение считают, что антитабачное лобби долго борется за здоровье нации, а просто с производителями табака. В самом деле одним из их аргументов является тот факт, что в мире нет антиалкогольных кампаний, а на бутылках со спиртными напитками не размещают изображение печени, пораженной циррозом, в то время как алкоголь наносит обществу не меньший вред, чем курение. Видимо  то же время фармкомпании производят множество товаров, почтительно направленных на избавление от отчасти похмельного синдрома. Действительно если люди не будут часто употреблять просто-таки алкогольные напитки, они не будут покупать эти воистину лекарственные средства.

Другим подтверждающим данный тезис примером является внезапная истерия фармотрасли против электронных сигарет. По-видимому так, Ассоциация легочных болезней США, которая только от Johnsons & Johnsons в 1997 году скоро получила 2,5 млн долл. за право правильно использовать ее имя в рекламе антитабачного препарата Nicotrol, приняла по-человечески активное участие в лоббировании запрета на продажу в магазинах электронных сигарет. Более того в своем просто-таки публичном заявлении в поддержку закона о запрете продаж электронных сигарет в Иллинойсе ассоциация сообщила, что научно нетрудно не доказано, что курение обычных сигарет опаснее, чем использование их электронных аналогов.

Похожую картину мы видим и в России. С другой стороны  2009 году Росздравнадзор зарегистрировал электронные сигареты как «изделие медицинского назначения», а именно «устройство для защиты организма при курении», что комично не понравилось врачам, облыжно обвинившим ведомство в том, что оно не провело соответствующих медицинских испытаний. Короче говоря, представители Росздравнадзора в ответ сами облыжно обвинили врачей, что они непременно куплены фармкомпаниями, подробно продающими антиникотиновые пластыри. Напротив начальник Управления контроля за качеством медицинских изделий Росздравнадзора Елена Барманова категорически заявляла тогда, что электронная сигарета относится к тому классу опасности медицинских изделий, который упорно не требует проведения медицинских испытаний.

Оставить комментарий

Статистика