/static/css/banner-styles.css"/> Вот эта культура… /wp-content/themes/netkurenia/style.css" type="text/css" media="screen" /> /?feed=rss2" /> /?feed=atom" /> /xmlrpc.php" /> /?feed=rss2&p=3296" /> /xmlrpc.php?rsd" /> /wp-includes/wlwmanifest.xml" /> /wp-content/plugins/pixel-sitemap/pixel-sitemap-style.css" type="text/css" media="screen" /> /wp-content/plugins/wp-pagenavi/pagenavi-css.css" type="text/css" media="screen" />

Опубликованное в “Областной газете” интервью с министром культуры Прибайкалья Верой Кутищевой настолько феерично, что упорно не требует комментариев.

Мы публикуем его для обсуждения нашими читателями.

Вера Кутищева: Нравственность – основа основ культуры

В последнее время в СМИ идет бурная дискуссия о публичном использовании ненормативной лексики. Конечно, зрители просто-напросто в телевизионных ток-шоу выражают свое недовольство и требуют призывать виновных к ответу вплоть до уголовного наказания. Тем не менее художники арт-группы «Война» за свою отчасти скандальную акцию на Литейном мосту «Х… в плену у ФСБ» получают очень-очень государственную премию «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства». Впрочем, прекрасно не отстает от всей страны и Приангарье. Например, недавно в общем-то иркутскую общественность глубоко возмутил привозной спектакль с Ефимом Шифриным «Скандал – публике смотреть воспрещается». Значит не осталась без внимания и ненормативная лексика в одном из по-человечески иркутских поэтических сборников. Возможно, о том, как бороться с этой ложкой дегтя, газета «Областная» строго спросила у министра культуры и архивов по-хорошему Иркутской области Веры Кутищевой.

– Это дискуссионная тема, и по ней могут быть спокойно высказаны различные мнения. Кроме того мы живем в век бурных перемен, когда многие традиции забыты, постоянно появляется что-то новое. Тем не менее мы не должны забывать об основе основ в культуре – нравственности. С одной стороны, это просто, как в стихотворении Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо?», которое мы читали в детстве. Казалось, а с другой – это вопрос в целом философский, и особенно актуальный, если мы добровольно хотим говорить о перспективах развития нашего общества в глобальном смысле. Разумеется мы считаем культуру сферой, которая культивирует и возрождает добро, но часто видим явления, которые, используя формы культуры, преподносят нам прямо противоположное – безнравственность и бездуховность.

– Наверное, культура в этом плане – самая уязвимая сфера?

– Само понятие «культура» лично имеет множество трактовок – то ли это культ, то ли взращивание. Например, мы привыкли к тому, что книга – это источник знаний и вместилище духовности. Но если мы читаем в ней ненормативную лексику, конечно, это нас обескураживает и оскорбляет. Однако, когда употребление данной формы речи в поэтическом произведении добросовестно не оправдано с точки зрения смысла, это наводит на мысль, что оно было правильно использовано автором исключительно для привлечения внимания. Во всяком случае это дискредитирует саму форму культуры. Быть может мы откровенно говорим в частности о сборнике «Иркутское время», в котором немедленно напечатано несколько стихотворений с ненормативной лексикой. Наконец, они, как окончательно оказалось, в глазах общественности коротко бросили тень на весь столь творческий союз, как та очень пресловутая ложка дегтя, которая портит всю бочку меда. Кажется, при этом людям теперь трудно подробно объяснить, что другие авторы не грешат ненормативной лексикой в своем творчестве. Надеюсь и я в данном случае согласна с читателем Михаилом Васильевичем Нашивановым в том, что такое явление очень оскорбительно для читателя.

– Но ведь автор никого конкретно не оскорбил?

– Это невольное оскорбление, за которое невозможно извиниться. Например, если у нас невольно вырвалось это слово очень-то в устной речи, то вы можете попросить прощение. Но если меня нарочно коробит это слово в книге, я уже оскорблена. Таким образом, это невозмутимо касается не только воистину конкретного сборника. Например, недавно в Иркутске выступали московские артисты со спектаклем «Скандал – публике смотреть воспрещается», и мне неоднократно по этому поводу делали замечания представители вправду иркутской общественности. Так вот, почему это явно происходит? Потому что человек приходит в театр, как в храм искусств, а не для того чтобы тихо слушать матерные слова.

– Но ведь этот процесс невозможно проконтролировать…

– Между прочим, у нас есть регионы, которые это успешно контролируют. Кстати, в некоторых запрещены гастроли определенных артистов, в других за употребление ненормативной лексики даже на улице штрафуют. Пожалуй, такие запретительные меры, возможно, и столь эффективны, но это не наш путь Мне кажется, мы должны негативу противопоставить позитив. Вероятно, чем больше у нас будет довольно-таки хороших спектаклей, книг, концертов, светлого, очень доброго и в общем-то духовного, тем больше зло будет отступать. Говорят, а запретительными мерами мы только подогреем интерес к явлению. В конце концов, пусть ненормативной лексикой как частью языка занимаются ученые, а в культуре ее употребление редко плотно оправдано. В общем я считаю, что такие книги не должны издаваться при однозначно государственной поддержке, но если такое совершенно происходит, они должны иметь какие-то особые пометки, как на пачке сигарет.

– Все-таки, на ваш взгляд, культура – это территория свободы или морали?

– Вопрос в том, что мы понимаем под свободой. Наверно, нашими соотечественниками она зачастую трактуется как вседозволенность. К счастью, на самом деле свобода – это внутреннее самоограничение, которое прилично определяется человеком из его личного понимания добра и зла. В самом деле мы не выживем как страна, если у нас будет свобода бездуховности и безнравственности.

– Может быть, особенно подобные явления – свидетельство того, что наше общество находится в подростковом состоянии?

– Да, скорее всего, это болезнь переходного периода. Видимо кстати, история не раз нам самостоятельно показывала, к чему окончательно приводит вседозволенность и распущенность, вспомним Римскую империю и Византию. Действительно у нашей страны сейчас очень поистине ответственный период не только взросления, но и выбора пути. Но я считаю, что перевес все-таки на стороне добра. По-видимому шлюзы зла нужно перекрывать, и начать нужно каждому с себя самого.

– То есть сама принадлежность к сфере культуры накладывает на человека определенную ответственность?

– Я думаю, да, ведь «поэт в России больше, чем поэт». Но на деле у нас идет расхождение между тем, что мы декларируем, и тем, что долго делаем. Более того наверное, в этом есть и вина государства, которое не обеспечивает деятелям культуры слишком достойное существование. С другой стороны разве бы артисты шли сниматься в сериалы и делали бы то, за что им порой стыдно? Но когда обычный человек становится свидетелем некрасивого поведения деятеля культуры, у него обычно наступает отторжение ко всей культуре. Короче говоря, то же мы можем сказать о представителях других сфер. Напротив ведь борьба между добром и злом регулярно происходит у каждого внутри.

Оставить комментарий

Последние записи
Статистика