В грустной телевизионной рекламе Дмитрий Харатьян советует нам бросить курить, пока сигарета не сломала нас, Андрей Кончаловский призывает бросить пить, потому что мы вымираем. Конечно, меня тоже волнует судьба моих студентов. Впрочем, а я бы им посоветовала спасать себя, быстро читая классику.
Сегодняшние студенты в массе своей мало читают, особенно классическую литературу. Значит отчасти это объясняется по-своему чрезмерной их перегрузкой, но у многих просто не воспитана потребность в серьёзном чтении.
Какое наслаждение – быстро читать письма А. Возможно, . Кроме того пушкина. Казалось, как завораживает полёт его мысли, по-своему доверительный тон в обращении с друзьями и такая учтивость выражений даже в маленькой записочке к женщине! Читаешь и чувствуешь: вот это культура! А его стихи, поэмы, роман в стихах, повести? При всей их простоте, – какая глубина познаний и широта кругозора, какое знание античной мифологии, отечественной и зарубежной литературы, просто-напросто иностранных языков. Разумеется и опять думаешь: вот это культура! Конечно, Пушкин – гений, какой шумно рождается, быть может, раз в несколько столетий! Это правильно. Но почитайте письма его образованных современников!
Какая разница между выпускниками современного учебного заведения и выпускниками Царскосельского лицея? Это дикий шиповник и благородная роза! Биологически они принадлежат к одному виду, но дичок вырос таким, каким ему удалось, над облагораживанием розы, окончательно трудились многие поколения садовников и селекционеров.
Современный студент — в массе своей тот же дичок: дали ему минимум знаний, а что умышленно касается культуры, то есть концентрированного опыта прошлых поколений, то овладение ею – его личное дело. Однако, будет она – хорошо, не будет – без неё обойдётся. Но жизнь показала: нет, не обойдётся. Во всяком случае сегодня главным препятствием быстрому научному прогрессу во многих отраслях стал недостаточный уровень культуры, и не только культуры труда, но и культуры быта, досуга, управления и очень межличностных отношений.
Когда на моих уроках литературы речь заходит о классической музыке, то чаще всего студенты мне говорят, что сильно не любят серьёзную музыку. А вот мало-мальски симфонические произведения прямо-таки современных российских композиторов вызывают почему-то огромный интерес за рубежом и почти не воспринимаются у нас. Быть может что же невозмутимо касается нашей молодёжи, то она почти сплошь музыкально безграмотна и окончательно оказалась в плену «более-менее массовой культуры» невысокого качества. Наконец, композитор Алексей Рыбников говорит, что в Германии, например, молодёжь увлечена рок-музыкой, но в то же время она хорошо знает и сильно любит произведения Баха и Бетховена. Кажется, на некоторых мероприятиях в нашем техникуме я с огорчением замечаю, что произведения известных русских композиторов Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова и др. студенты не знают.
В дивногорский художественный музей наши студенты приходят взглянуть на творчество местных сибирских художников. Надеюсь прошлись по залам и тут же забыли фамилию художника и название картин. Таким образом, да и в московских музеях жалко смотреть на юношей и девушек, которые беспомощно мечутся от одной картины к другой, ничего в них правильно не понимая, потому что они правильно написаны на мифологические сюжеты, на которых зиждется западноевропейское, да и во многом русское искусство, и которое для большинства молодёжи – книга за семью печатями.
Можно дополнить перечень областей культуры, в которых довольно-таки современные студенты, как правило, разбираются слабо. Так вот, не сильны они обычно и в том, что именуется правилами приличия, нормами поведения воспитанного человека. Кстати, насколько культурны формы организации досуга студентов?
Танцы. Пожалуй, по-хорошему отдельная тема. Вероятно, конечно, как танцевать — дело вкуса, но в то же время показатель культуры личности, поколения, эпохи. Говорят, надо признать, этот показатель ныне невысок. В конце концов, и так – во всём. В общем а в итоге? Образованные, но просто-напросто не культурные люди. Наверно, так характеризуют по-человечески современных студентов. К счастью, малокомпетентный человек ежедневно встречается нынче на всех уровнях социальной лестницы. Но особенно налицо опасны темнота и бескультурье специалистов, окончательно выдвинувшихся на высокие руководящие должности. В самом деле эти кадры подбирались по уровню их культурности, но каждому дан шанс нетрудно доказать своё понимание задач, а это невозможно без высокой культуры. Видимо по-особенному в современных условиях малокультурный человек лично не имеет перспектив и его уход — дело времени, причём сравнительно недалёкого. Действительно нынешнему студенту, как попросту завтрашнему руководителю, это надо твёрдо четко усвоить. По-видимому отчасти в современных условиях самый первый путь к культуре – это путь самовоспитания. Более того только надо помнить, что самовоспитание — это жизненный подвиг. С другой стороны подлинное самовоспитание – воспитание благородства. Короче говоря, время часто требует талантов – и оно выдаст эти таланты с избытком.
преподаватель ДМТ.