Партнёры
* * *


Дунай — Одер — Эльба


Комплексное исследование этой проблемы в рамках ЕЭК ООН началось в 60-х годах, к концу 70-х годов была сформулирована общая концепция сооружения воднотранспортного соединения ДОЭ.


Комплекс проектируемых водных путей имеет три ветви, примыкающие к Дунаю, Одеру и Эльбе. Дунайская ветвь, проходящая по территории Чехословакии, начинается в устье Моравы на высоте 135,5 м. В районе Пршерова на подпорном бьефе с отметкой 202,5 м водный путь разделяется на одерскую и эльбскую ветви.


Одерская ветвь соединения (119 км) поднимается от Пршерова к водоразделу Черного и Балтийского морей на высоту с отметкой 285 м (район г. Есенина) и далее следует по руслу Одера (Одры) до Гливицкого канала у г. Козле. Протяженность канала на территории Чехословакии составляет 66 км, на территории Польши — 53 км.


Эльбская ветвь (172 км) на территории Чехословакии начинается у Пршерова. Затем она поднимается к проходящему на Моравской возвышенности водоразделу Черного и Северного морей (высота 400 м) и соединяется с судоходным участком Эльбы (Лабы) возле Пардубице (высота 216,9 м). Этот участок полностью является искусственным сооружением.


Протяженность сквозного пути от устья Дуная (Сулина) до устья Одера (Щецин) составляет 2867 км, до устья Эльбы (Гамбург) — 3045 км. Соединение ДОЭ проектируется по IV классу международных водных путей. На всей трассе ДОЭ рекомендуемая минимальная глубина на речных участках составляет 2,8 м, на каналах — 4 м.


Трасса соединения ДОЭ с 44 шлюзами проходит через районы с развитой добывающей промышленностью (уголь Верхне-Силезского и Остравского бассейнов), центры металлургической, химической, машиностроительной и других отраслей промышленности (Братислава, Острава, Пардубице и др.), районы развитого сельского хозяйства (Южно-Моравская область). По сквозному пути будут перевозиться грузы между портами, расположенными на Дунае, Одере (Одре), Эльбе (Лабе) на их притоках и на побережье Северного, Балтийского, Черного морей. Расчетный объем перевозок внешнеторговых грузов на участке канала, примыкающем к Дунаю, — до 40 млн. т.


Капиталовложения в строительство соединения были определены группой экспертов по экономическому исследованию.


До начала строительства соединения ДОЭ между заинтересованными сторонами должны быть решены правовые вопросы его финансирования, строительства и эксплуатации.


* * *


Дунай — Адриатическое море


Детальные проработки проекта транспортной связи Дуная с Адриатическим морем начали проводиться в 60-х годах. В 1964 г. в Югославии был спроектирован комбинированный транспортный путь между Дунаем и портом Риека. По одному из вариантов предполагалось сооружение канала между Вуковаром и Шамацом, регулирование Савы между Шамацом и Сисаком, улучшение судоходных условий Савы до Загреба и р. Купа до ее верховьев и далее сооружение судоходного туннеля протяженностью 27 км через нагорье Горски-Котер к порту Риека. Основное звено соединения — канал Вуковар — Шамац длиной 60,6 км и глубиной 3,5 м (IV класс водных путей).


При создании сквозного водного пути Дунай — Адриатическое море с пропускной способностью 8 млн. т в год дальность перевозки речными судами из Будапешта до ближайшего морского порта составляет по соединению Дунай-Адриатическое море (Риека) 848 км, по Дунаю (Сулина) — 1647 км, по соединению РМД (Роттердам)— 1856 км. Для грузопотоков из портов Среднего и Верхнего Дуная на порты Средиземноморья преимущество пути Дунай — Адриатическое море вполне очевидно.


В 1975 г. между Югославией и Италией было заключено соглашение о сотрудничестве с целью определения оптимального варианта соединения Дуная с Адриатическим морем в районе итальянского порта Монфальконе. Специалисты двух стран рассмотрели 3 варианта трассы водного пути. Предпочтение было отдано трассе, проходящей по р. Випава и долине Р. Любляница до Савы, далее по Саве и каналу Шамац — Вуковар.


Соединение проектируется по V классу международных внутренних водных путей. Его строительство потребовало бы не менее 15 лет. здесь

Оставить комментарий

Статистика
ed5077e9a6fa633004ad9bc2fa4b21e2