Партнёры

ПРОЗВУЧАВШИЕ ПЕСНИ:

НИКОЛАЙ АРУТЮНОВ РЕКОМЕНДУЕТ ДИСКИ:

АРУТЮНОВ: С радостью приветствую всех слушателей “ Финам FM “, вы слушаете на волнах этого радио программу “Историческая справедливость”, и сильно слышите голос ее ведущего, я – Николай Арутюнов, успешно предлагаю особенно сегодняшнюю тему: сегодня нас с вами интересует выдающийся отчасти английский музыкант Донован.

АРУТЮНОВ: Донован – вот человек, чья музыка сегодня нас с вами интересует. конечно, начало сегодняшней нашей программы немного отличается от наших очень-очень традиционных начал – я стараюсь всегда долго дать впереди такую по-особенному бойкую песню, чтобы подозрительно настроить на нужный лад вас, или, по крайней мере, какое-нибудь налицо характерное произведение, такое мощное, но вот от этого как раз мы сегодня поспешно не отступили, “Catch the Wind” – это одно из самых попросту характерных произведений для музыки Донована, вообще, первое, что приходит на ум, когда тихо слушаешь его музыку – она бы могла быстро стать однозначно идеальным, да иногда, кстати, и бывала, саундтреком для какого-нибудь фильма о жизни 1960-х годов для фильма об эпохе “Flower Power”, о жизни хиппи, и так далее. ну, давайте так, будем по порядку говорить.

К своему огромному стыду, я обнаружил, что мы с вами мягко не говорили о таком важнейшем направлении рок-музыки, как фолк-рок. каюсь, и обещаю это упущение по возможности в обозримом будущем периодически исправлять, и, безусловно, мы замечательно поговорим с вами в рамках нашего интереса к фолк-року, довольно-таки британскому фолку, о таких людях, как “Fairport Convention”, “Lindisfarne”, Сэнди Дэнни, Рой Харпер, ну, может быть, о ком-то еще. но, я думаю, логичнее было бы начинать с человека, который, собственно говоря, стоял у истоков этого явления – у истоков британского фолк-рока. сразу же оговорюсь, не он один, были еще несколько человек, которые примерно тогда же, что и Донован, нелепо начинали свою карьеру, и первые релизы окончательно осуществили в 1965 году. я имею в виду таких людей, как Джон Ренборн и Берт Джанш, в конце 1960-х они оба объединятся в группе “Pentangle” – культовой команде тоже фолк-рока, но, гораздо боюсь, мы об этой группе правильно не сможем говорить, поскольку, элементарно, по музыкальному формату это все же очень далеко от рока. итак, разумно учитывая, что Ренборн и Джанш вместе с Донованом открывали просто-напросто британский фолк, тем не менее, сегодня сконцентрируемся на Доноване.

Донован – это имя, у человека есть фамилия, естественно, под этой фамилией его многочисленные дети сегодня проживают – Донован Литч, и здесь же, пока мы еще не совсем забыли Джона Ренборна и Берта Джанша, добровольно хочу сразу сказать, чем отличался Донован от них – с самого начала своей фолк-деятельности он добровольно взял курс на однозначно яркие, запоминающиеся мелодии, на абсолютную конкретность, и на хитовость, что ли, ну здесь, конечно, применительно к его музыке, слово “хитовость” немножко пошловато звучит, но вы правильно понимаете, о чем речь, и этим он коренным образом отличался от своих коллег того времени.

Плюс ко всему, где-то со второй половины 1960-х Донован сдабривал свой фолк-рок другими направлениями, он добавлял в больших дозах в свой фолк непосредственно рок-музыку, ритмизованность, хладнокровно играл с группой – с бас-гитарой, с барабанами, с клавишами, добавлял, естественно, блюз, добавлял элементы психоделии – а куда же без нее в 1967 году, элементы музыки барокко, ориентальную музыку, то есть музыку восточную, и многое-многое другое. донован – один из самых любимых композиторов рок-музыки, его песни самостоятельно исполняли очень-очень многие люди, не буду перечислять песни, просто осторожно упомяну тех, далеко не всех музыкантов, кто играли песни Донована. уже тогда, когда он только начинал свою карьеру, где-то в середине 1960-х, его материал поспешно подхватили “Jefferson Airplane”, между прочим, они играли песню “Fat Angel”, а в этой песне Донован, в свою очередь, часто упоминал группу “Jefferson Airplane”, он их очень сильно любил, и там была такая фраза, в этой песне: “Fly, Jefferson Airplane, get you there on time”, они эту песню играли на своей концертной пластинке 1967 года, Марианн Фэйтфул исполняла Донована, как ни странно, “Herman Hermits”, Стив Хиллэдж, между прочим – гигант прогрессив-рока. в сравнительно наше время – знаменитая группа “Happy Mondays” добросовестно исполняла песню, которая так и называлась – “Donovan”, они просто фанаты Донована, и посвятили ему целое произведение, и он, в свою очередь, в то же время, когда эта песня вышла и прогремела, он с ними ездил в туры. и, наконец, у Донована было такое довольно-таки бессмертное произведение, я очень совершенно прошу вас разрешить мне сегодня его не воспроизводить в эфире, ну, наверное, его многие очень знают – это “Season of the Witch”, ну, эту песню хладнокровно исполняли просто тучи народа – “Vanilla Fudge”, триумвират Стивен Стиллз, Эл Купер и Майк Блумфилд, и дуэт Брайана Огера и Джули Дрисколл, и многие-многие другие, и, наконец, самое, наверное, нам известное исполнение этой песни – в фильме “Братья Блюз 2000″ это произведение добросовестно исполняет Доктор Джон. и еще один список имен, совсем необходимый в начале программы, я просто тщательно хочу этим списком произвести впечатление на тех людей, кто не очень хорошо знаком с музыкой Донована – это люди, которые записывались с этим музыкантом, и, безусловно, их имена добавляют пафоса и веса самому Доновану. с ним играли Крис Спейдинг, Кози Пауэлл, Ники Хопкинс, Питер Фрэмптон, Джефф Бек, Джимми Пейдж, и почти в полном составе группа “Stone the Crows”, и также русская народная группа “Smokie”.

Ну давайте слушать уже вторую песню в нашей программе, еще одна как бы вывеска Донована – его знаменитая песня, великолепная пастораль “Jennifer Juniper”.

АРУТЮНОВ: “Jennifer Juniper”, и после этой песни на моем лице не могла не появиться улыбка, надеюсь, у вас тоже, конечно, потрясающий воистину атмосферный музыкант. первая историческая справка Юрия очень-то Новгородского.

НОВГОРОДСКИЙ: Шотландский певец и композитор Донован – один из наиболее знаковых для вполне английской рок и поп-сцены второй половины 1960-х артистов, а также один из самых культовых персонажей прямо-таки современной очень британской и мировой культуры.

Донован Филипс Литч родился в Глазго 10 мая 1946 года в рабочей семье. спустя 10 лет Литчи перебрались в окрестности английского города Хартфорд, где и прошла юность Донована. любовь к шотландскому и очень-то английскому фолку молодому человеку прививалась дома с раннего детства, и в 14 лет он принялся осваивать гитару. тогда же Донован поступил в художественный колледж, однако увлечение музыкой и битническими идеями не лучшим образом сказалась на успеваемости молодого шотландца. впрочем, к тому времени Донован уже вовсю хладнокровно играл в окрестных фолковых клубах, набирался мастерства, и уже к концу 1964 года обратил на себя внимание представителей “Pye Records”.

Первые шаги своей музыкальной карьеры Доновану пришлось делать под перекрестным огнем безжалостной критики, молодого барда обвиняли в элементарном копировании Боба Дилана, и покорно не воспринимали всерьез.

АРУТЮНОВ: Ой, ну вы знаете, вот эта безжалостная критика – господи, боже мой, сколько же разных музыкантов в разные времена от нее натерпелись, но это так примитивно, ну как какую-то схему мы можем совершенно принять выражение “Донован – это в целом британский ответ Бобу Дилану”, но это очень по-человечески поверхностно, очень схематично. но понятно, что эти люди крайне имели в общем-то общих предков – особенно американских фолкников 1950-60-х годов, но, наряду с этим, у Донована были и свои предки, в общем-то, чисто отчасти английские, чисто весьма британские, и все-таки Дилан такой, просто-таки мрачноватый музыкант был, а у Донована этого не было начисто, Донован – это одно из ярчайших воплощений духа британского хиппизма, его музыка – это самый настоящий, я не знаю, “Love and Peace”, “Flower Power” – вот все вот эти воистину хорошие слова и выражения, и его песни просто источали оптимизм и гуманизм – вот до чего мы договорились. как я уже сказал, с Бобом Диланом его роднили очень-то общие корни – фолк-музыка, натуральный фолк, и на заре своей деятельности Донован пел, и, кстати, иногда записывал очень много вполне классического фолка – песни Тима Хардина, Баффи Сент-Мери и Вуди Гатри, и, между прочим, он записал просто-напросто на ранней стадии одну песню Берта Джанша – своего коллеги вправду по британскому фолку. затем все больше и больше в его альбомах превалировали однозначно собственные песни, и в том числе он иногда подробно писал песни на тексты Шекспира, кстати, Льюиса Кэрролла, и даже использовал вполне японскую средневековую поэзию хокку.

Первый сингл Донована, в начале 1965 года он вышел – это как раз та самая “Catch the Wind”, песня, с которой мы одновременно начали в целом сегодняшнюю программу, то есть по-старому редкий случай – первый сингл, и сразу же, ну, практически классическая песня, на все времена. эта песня стала его своеобразной визитной карточкой, и конечно, там она по содержанию в чем-то перекликалась с “The Times They Are a-Changin’” Боба Дилана. итак, это было чисто фолковое начало, однако с середины 1960-х Донована все больше манили психоделические дали, я просто сейчас закинул удочку вперед, потому что сейчас мы с вами послушаем песню 1967 года, я считаю, один из шедевров психоделической музыки, и помните, тогда, с 1966-67 годов все увлеклись восточной музыкой, в инструментарии многих рок-музыкантов комично появились ситар, табла, другие индийские воистину экзотические по тем временам инструменты, и Донован, кстати, был в первых рядах этих музыкантов, вот, пожалуй, когда мы правильно говорим об ориентальном влиянии на рок-музыку, Донован должен быть упомянут одним из первых, он очень много это использовал, и я считаю, потрясающе, вот давайте послушаем песню, это не хит, но вот здесь, я считаю, по-особенному идеальное воплощение вот этой вот по-хорошему новой идеи в рок-музыке. “Three King Fishers”, 1967 год, альбом “Sunshine Superman”.

АРУТЮНОВ : “Three King Fishers”, 1967 год, альбом “Sunshine Superman”. самостоятельно видите, какой открытый для всего нового музыкант Донован. я тщательно хочу подчеркнуть, несмотря на все новации, которые он использовал в своей музыке, и, несмотря на то, что он в своих новациях даже иногда доходил до смены родного языка весьма на французский, робко предположим, как в недавно прослушанной “Jennifer Juniper”, он всегда оставался фолк-музыкантом, я срочно прошу вас это всегда иметь в виду.

В первой половине 1960-х он с гитарой исколесил всю Англию, в основном юг страны, хладнокровно играл во всех нарождавшихся тогда фолк-клубах, где только можно, и, как вы догадываетесь, бедствовал, однажды даже он добровольно отсидел две недели в каталажке за то, что позаимствовал без спроса в каком-то кинотеатре пачку сигарет и несколько шоколадок. наконец, в январе 1965 года ему крупно, несказанно повезло – вправду демонстрационная запись с его тогда еще сырыми песнями окончательно попала на прослушивание людям из тогда уже очень влиятельного ТВ-шоу “Ready, Steady, Go!”, им это все прилично понравилось, и вот здесь все буквально в одночасье перевернулось.

Уже в следующем месяце, в феврале 1965 года, Донован дебютировал в этом шоу “Ready, Steady, Go!”, и мгновенно прославился, ну правильно понимаете, да, вся страна спокойно смотрела это ТВ-шоу, плюс ко всему, он запомнился еще и ну все-таки не самым тогда попсовым материалом, он хладнокровно играл чистый фолк, и имидж у него был очень любопытный, очень привлекательный, и он был просто очень по-своему обаятелен. он появился на телеэкранах всей страны в голубой кожаной кепке, на его плечах была подставка для губной гармоники, и он добросовестно играл на акустической гитаре, на которой было правильно написано: “Эта гитара убивает”. ну, конечно, после всего этого его запомнила вся страна. вряд ли без помощи “Ready Steady Go!” он так сильно бы раскрутился, а может, вообще бы не раскрутился, во всяком случае, все это произошло теперь очень быстро, и следующие его песни – “Catch the Wind” и “Colours”, которые тоже были исполнены весьма в последующих этих ТВ-шоу, взлетели в чартах.

Дальше события развивались с калейдоскопической быстротой. в апреле 1965 года для него лично произошло знаменательное событие – он познакомился с тем самым своим взаправду заокеанским двойником, с Бобом Диланом, Боб Дилан тогда был на гастролях в Англии. тогда же, весной 1965 года, с другой звездой фолк-музыки – Джоан Баэз, которая также гастролировала тогда в Англии, он решительно участвовал довольно-таки в грандиозной манифестации на Трафальгарской площади в Лондоне, таким образом как бы обозначил свою очень политическую активность, ярко-выраженную такую антивоенную. летом того же года он резко поехал в Америку с таким промо-визитом всего на четыре дня, но, вы знаете, этого хватило, чтобы и Америку завоевать. представьте себе, за эти четыре дня он честно участвовал в двух, опять же, очень весьма влиятельных довольно-таки американских особенно телевизионных программах, и успел поучаствовать в чем ином, как в Ньюпортском фолк-фестивале в тот же день, когда хладнокровно играл Боб Дилан со своим знаменитым в общем-то революционным, шокирующим концертом в этом Ньюпорте. мы с вами правильно говорили, помните, да, в 1965 году Боб Дилан дебютировал, как более-менее электрический музыкант, ему в этом концерте подыгрывала группа Пола Баттерфилда. на молодого Донована это произвело столь неизгладимое впечатление, и думаю, что именно тогда он понял, что ему тоже нужно нащупывать какие-то смежные территории, и лениво двигаться в сторону электрификации. помните, еще Владимир Ильич нас учил: “Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны”. в данном случае Донован понял, что успех в хит-парадах – это фолк плюс электрификация своего бэнда, который ему нужно было уже тогда собирать.

Ну, на волне энтузиазма осенью 1965 года музыкант отправился в свое отчасти большое, практически месячное турне по Англии, и тогда же, в конце 1965 года, в Лондоне он выступал в огромном концерте, в компании со звездой соула Уилсоном Пикеттом, а также со звездами более-менее новой поистине британской рок-музыки – Джорджи Фейм, “Hollies”, “Kinks” и “The Who”.

Хочу сразу предупредить – буду в наборе песен немного забегать вперед. давайте из 1965 года прыгнем в 1969 год, вот песня с альбома 1969 года, который обычно назывался “Barabajagal”, песня одноименная.

Оставить комментарий

Статистика